logo search
800_soch_5-11class_2003

Духовный мир Мцыри

(По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри")

В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ.

Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остат­ки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди разва­лин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, кото­рый рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться. Но рутинная жизнь монастыря постепен­но приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.

105

М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на сво­боду. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму "Мцыри". Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся мо­настырской жизни.

Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстра­ненность от дел житейских, его воспоминания о родине — теп­лой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, за­гнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.

И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. "И близок стал его конец;/ Тогда пришел к нему чернец". Начинается предсмертная исповедь — одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духов­ником о том, что добровольное рабство ниже, чем "чудесный мир тревог и битв", открывающийся свободой. Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждал­ся всем, чего был лишен, — гармонией, единением, брат­ством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой.

На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощу­тил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений. Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, по­лучив при этом смертельные раны от когтей барса.

106

Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле.

Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковре­менности своего пребывания на земле, он осуществил попыт­ку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.

М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стрем­ления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.

Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Люблю я цепи синих гор..."

М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения. В стихотворении "Люблю я цепи синих гор..." он описывает красочный закат в горах:

Ярка без света и красна Всплывает из-за них луна...

или

На западе вечерний луч Еще горит на ребрах туч И уступить все медлит он Луне - угрюмый небосклон...

Каждое слово стихотворения пронизано настроением, об­разом, цветом. А затем — стремление, полет, стук копыт, и замирает дыхание:

Однажды при такой луне Я мчался на лихом коне... ...Туманный месяц и меня,

107

И гриву, и хребет коня Сребристым блеском осыпал...

Лермонтов очень хорошо чувствовал ритм жизни. Чело­век стремителен в желаниях, мыслях, действиях. Но срок его жизни короткий, и, вырвавшись из круговерти, можно успеть увидеть, для чего мы рождены.

...И долго так мой конь летел...

И вкруг себя я поглядел:

Все та же степь, все та ж луна...

Мы крохотная часть природы, ее осколок, мы не можем укротить ее, хотя уже и выбились из-под материнского кры­ла. И Лермонтов очень тонко заметил, как луна

Казалось, упрекала в том, Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспаривать у ней!

В смерти нет жизни, а в жизни есть природа, а в природе есть гармония, гармония должна быть в человеке, и такая целостность поможет нам увидеть мир глазами замечатель­ного поэта Михаила Лермонтова.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ