Часть 3. Роль Союза советских писателей в литературной истории.
Роль Союза советских писателей в литературной истории
Союз писателей СССР, «...добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами» [Устав Союза писателей СССР, см. «Информационный бюллетень секретариата правления СП СССР», 1971, ¹ 7(55), с. 9]. До создания СП СССР сов. писатели входили в различные литературные организации: РАПП, ЛЕФ, «Перевал», Союз крестьянских писателей и др. 23 апреля 1932 ЦК ВКП(б) постановил «...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем» («О партийной и советской печати». Сборник документов, 1954, с. 431). 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (август 1934) принял устав СП СССР, в котором дал определение социалистического peaлизма как основного метода сов. литературы и литературной критики. На всех этапах истории Сов. страны СП СССР под руководством КПСС принимал активное участие в борьбе за создание нового общества. В годы Великой Отечественной войны сотни писателей добровольно ушли на фронт, сражались в рядах Сов. Армии и Флота, работали военными корреспондентами дивизионных, армейских, фронтовых и флотских газет; 962 писателя были награждены боевыми орденами и медалями, 417 пали смертью храбрых.
В 1934 в состав СП СССР входили 2500 писателей, ныне (на 1 марта 1976) — 7833, пишущих на 76 языках; среди них 1097 женщин. в том числе 2839 прозаиков, 2661 поэт, 425 драматургов и кинодраматургов, 1072 критика и литературоведа, 463 переводчика, 253 детских писателя, 104 очеркиста, 16 фольклористов. Высший орган СП СССР — Всесоюзный съезд писателей (2-й съезд в 1954, 3-й в 1959, 4-й в 1967,5-й в 1971) — избирает правление, которое формирует секретариат, образующий для решения повседневных вопросов бюро секретариата. Правление СП СССР в 1934—36 возглавлял М. Горький, сыгравший выдающуюся роль в его создании и идейно-организационном укреплении затем в разное время В. П. Ставский А. А. Фадеев, А. А. Сурков ныне — К. А. Федин (председатель правления, с 1971), Г. М. Марков (1-й секретарь, с 1971). При правлении работают советы по литературам союзных республик, по литературной критике, по очерку и публицистике, по драматургии и театру, по детской и юношеской литературе, по художественному переводу, по международным писательским связям и др. Аналогична структура Союзов писателей союзных и автономных республик; в РСФСР и некоторых др. союзных республиках работают краевые и областные писательские организации. В системе СП СССР издаётся 15 литературных газет на 14 языках народов СССР и 86 литературно-художественных и общественно-политических журналов на 45 языках народов СССР и 5 иностранных языках, в том числе органы СП СССР: «Литературная газета», журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Детская литература», «Иностранная литература», «Юность», «Советская литература» (выходит на иностранных языках), «Театр», «Советская родина» (выходит на еврейском языке), «Звезда», «Костёр». В ведении правления СП СССР находятся издательство «Советский писатель», Литературный институт им. М. Горького, Литературная консультация для начинающих авторов, Литературный фонд СССР, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве и др. Направляя деятельность писателей на создание произведений высокого идейно-художественного уровня, СП СССР оказывает им разностороннюю помощь: организует творческие командировки, обсуждения, семинары и пр., защищает экономические и правовые интересы писателей. СП СССР развивает и укрепляет творческие связи с зарубежными литераторами, представляет сов. литературу в международных писательских организациях. Награжден орденом Ленина (1967).
Билет №16
- Часть 1. А. Блок. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман е. Замятина «Мы» как антиутопия.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1920-х годов
- Часть 1. М. Горький. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная культура в изображении м. Булгакова.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1930-х годов
- Часть 1. Б. Пастернак. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. А. Платонов как революционный писатель и критик революции.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода 1940–1955 годов.
- Часть 1. А. Ахматова. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман ю. Олеши «Зависть».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1960-х и 1970-х годов.
- Часть 1. А. Платонов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода общественных преобразований («перестройка» и 1990-е годы).
- Часть 1. В. Маяковский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. М. Шолохов как создатель эпоса двух эпох («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
- Часть 3. Культурный конфликт революционного и эволюционного, его роль в истории русской литературы.
- Часть 1. О. Мандельштам. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная Россия в изображении а. Блока.
- Часть 3. Жанр романа в 1920-е – 1930-е годы: развитие, достижения.
- Часть 1. С. Есенин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэмы а. Ахматовой.
- Часть 3. «Пролетарская культура» как фактор истории литературы 1920-х годов.
- Часть 1. М. Булгаков. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Человек и мир в поэзии м. Цветаевой.
- Часть 3. Модернистские концепции революционного искусства. Непролетарская революционная литература.
- Часть 1. А. Фадеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Деревня, город, революция, миф в поэзии с. Есенина.
- Часть 3. Проблема «нового человека» в литературе послереволюционного времени.
- Часть 1. Э. Багрицкий. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. В. Маяковский после революции: обновление мира и обновление искусства.
- Часть 3. Акмеистическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. Д. Хармс. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Мир, культура, слово в поэзии о. Мандельштама.
- Часть 3. Футуристическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. И. Бабель. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия б. Пастернака: о жизни, красоте, предназначении человека.
- Часть 3. Разнообразие концепций и форм сатиры в русской литературе хх века.
- Часть 1. М. Шолохов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Драматургия 1920-х – 1930-х годов (м. Булгаков, в. Маяковский и др.).
- Часть 3. Социалистический реализм как эстетическое явление.
- Часть 1. А. Твардовский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Творчество писателей объединения «обэриу»: образ мира, поэтические принципы, эстетика.
- Часть 3. Роль Союза советских писателей в литературной истории.
- Часть 1. В. Шукшин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Великая отечественная война в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Твардовский, в. Быков, а. Ахматова, а. Астафьев и др.).
- Часть 3. Литературно-художественный авангард.
- Часть 1. В. Астафьев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Гулаг в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Солженицын, в. Шаламов).
- Часть 3. Русская реалистическая литература в хх веке.
- Часть 1. И. Бродский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Герой, конфликт, образ мира в драматургии а. Вампилова.
- Часть 3. Пути и достижения русского модернизма в хх веке.
- Часть 1. А. Вампилов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия 1960–1990-х годов: эстетические общности, творческие индивидуальности.
- Часть 3. «Демонтаж» соцреализма в литературе 1960-х — 1990-х годов.
- Часть 1. В. Аксенов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Русский постмодернистский роман (на любом примере, по выбору студента).
- Часть 3. Жанры «малой прозы» в русской литературе второй половины хх века.
- Часть 1. Венедикт Ерофеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. «Деревенская проза»: образы мира, деревни, человека (в. Шукшин, в. Астафьев, в. Распутин и др., по выбору студента).
- Часть 3. Феномен «деревенской прозы».
- Часть 1. С. Довлатов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэма «Москва–Петушки» в. Ерофеева.
- Часть 3. Феномен русского постмодернизма.
- Часть 1. А. Солженицын. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 3. Постмодернистские рефлексии литературных и культурных традиций (русский опыт).