logo
Программа ХХ века+

Сказка а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1. Место сказки «Маленький принц» в творчестве Экзюпери, особенности жанра и

причины обращения к нему автора.

2. Идейно-композиционная роль посвящения.

3. Основная тематика и проблематика сказки:

а) проблема вечного и преходящего;

б) проблема жизни, любви и смерти;

в) тема ответственности человека.

4. Система образов в сказке Экзюпери:

а) образ Маленького принца;

б) место и значение образов обитателей астероидов;

в) образ Лиса и его идейная роль;

г) композиционное значение образа Лётчика;

д) место и значение образа Змеи.

5. Художественное своеобразие сказки:

а) особенности композиции сказки;

б) символика и аллегории;

в) роль и место рисунков в сказке.

6. Гуманизм и воспитательное значение сказки «Маленький принц».

Литература

Буковская А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма. М., 1991.

Ваксмахер М. Часовой в ответе за всю империю // Ваксмахер М. Французская литература наших дней.

М., 1967. С. 30─67.

Григорьев В.П. Антуан Сент-Экзюпери. Л., 1972.

Днепров В. Поэзия доброжелательности: Заметки о творчестве Сент-Экзюпери // Вопросы

литературы. 1959. № 4. С 80─99.

Любищев А. Идеология де Сент-Экзюпери // Звезда. 1993. № 10. С. 161─180.

Мижо М. Сент-Экзюпери. М., 1963.

Моруа А. Антуан де Сент-Экзюпери // Моруа А. Три Дома: Литературные портреты. Кишинев, 1974.

С. 675─693.

Паперный 3. Что сказал людям Экзюпери // Паперный 3. Самое трудное: Статьи, рецензии,

фельетоны. М., 1963. С. 361─396.

Смирнова В. Антуан де Сент-Экзюпери // Смирнова В. Из разных лет. М., 1979. С. 482─498.

Филатова М. Маленький принц, больной любовью // Культура. 1993. № 31. 7 августа. С. 11.

Хмельницкая Т. Садовник в пустыне: Заметки о творчестве А. де Сент-Экзюпери // Вопросы

литературы. 1961. № 11. С. 122─124.

Шкунаева И.Д. Действие ради детства: Творчество А. де Сент-Экзюпери // Шкунаева И.Д.

Современная французская литература. М., 1961. С. 208─223.

Тема № 7 (2 часа)

Повесть У.Голдинга «Повелитель мух»

1. Притча в литературе XX века и в творчестве У.Голдинга.

2. Творческий замысел и сюжетная основа повести У.Голдинга «Повелитель мух».

3. Цивилизация гуманности в изображении Голдинга:

а) Хрюша и тоска по цивилизации;

б) образ Саймона;

в) Эрик и Сэм;

г) образ Ральфа ─ бессилие гуманности?

4. Мальчики из хора и их эволюция вспять:

а) Джек Меридью и Роджер как «сильные личности». Методы их правления;

б) нагнетание страха; пробуждение звериных инстинктов;

в) пробуждение звериных инстинктов;

г) трусость и вероломство;

д) «стадность».

5. Символика и многозначность в повести Голдинга (раковина, костер, очки, маска,

«зверь», «повелитель мух»).

6. Голдинг о природе зла и насилия. Так ли уж неотвратим фашизм?

Литература

Алякринский О. Копни поглубже природу человеческую // Новый мир. 1984. № 2. С. 242─246.

Аникин Г.В. Философско-аллегорический роман Уильяма Голдинга // Проблемы прогрессивной

литературы Запада XVIII-XX вв.: Сб. статей / Учёные записки Пермского ун-та. Т. 276. Пермь,

1972. С. 327─340.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / 2-е изд. М., 1985. С. 396─399.

Аронов Л. Сам у себя под стражей // Московский комсомолец. 1990. 29 авг.

Голдинг У. Повелитель мух. М., 1990. (или: Вокруг света. 1969. № 7─11).

Зверев А. Разбитая раковина // Литературное обозрение. 1983. № 6. С. 64─67.

Ивашева В.В. В споре о человеке // Вестник МГУ. Серия 9: Филология. 1980. № 5. С. 36─43.

Лакшин В. Увеличительное стекло зла // Иностранная литература. 1970. № 12. С. 263─265.

Подлипская Е. Проблема цивилизации в философских романах У.Голдин­га // Звезда Востока. 1973. № 10. С. 185─191.

Скороденко Б. Притчи Уильяма Голдинга // Голдинг У. Шпиль и другие повести. М., 1981. С. 5─22.

Стояновская Е. Уильям Голдинг ─ сочинитель притч // Иностранная литература. 1968. № 2. С. 259─261.

Тема № 8 (2 часа)

Роман Г.Грина «Тихий американец»

1.Антиколониальная тема в английской литературе XX века. Д.Олд­ридж. Г.Грин.

2. Расстановка сил в национально-освободительной борьбе во

Вьетнаме начала 1950-х годов:

а) оккупационные власти и их вьетнамские пособники;

б) Вьетконг;

в) «третья сила» генерала Тхе.

3. Вьетнамский народ в изображении Г.Грина.

4. Неоднозначность образа «тихого американца» Олдона Пайла и

его функция в романе; Пайл как проводник американской политики.

5. Роль журналистов и прессы в освещении вьетнамских событий.

6. Фаулер как представитель авторской и общечеловеческой точки зрения на происходящее.

7. Особенности сюжета и стиля в романе «Тихий американец»:

а) центральные эпизоды романа;

б) элементы поэтики абсурда.

Литература

Аникин Г.В. Антиколониалистский роман Грэма Грина // Аникин Г.В. Современный английский

роман. Свердловск, 1971. С. 136─185.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / 2-е изд. М., 1985. С. 379─386.

Анисимов И. Романы Грэма Грина // Иностранная литература. 1964. № 10. С. 221─226.

Днепров В. Вера и безверие // Звезда. 1969. № 4. С. 202─210; № 5. С. 204─215.

Ивашева В.В. Грэм Грин // Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М., 1984. С. 213─236.

Палиевский П.В. Фантомы (Человек буржуазного мира в романах Грэма Грина) // Палиевский П.В.

Литература и теория. М., 1974. С. 117─144.

Подлипская Е.И. Проблема «выбора» и личной ответственности в романе Грэма Грина «Тихий

американец» // Сборник научных трудов Таганрогского университета. № 659. Таганрог, 1981.

С. 10─22.

Филюшкина С.И. Искусство Грина-романиста // Вестник МГУ: Филология. 1969.

Эйшискина Н. Романы Грэма Грина // Вопросы литературы. 1961. № 6. С. 149─169.

Тема № 9 (2 часа)