Сказка а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
1. Место сказки «Маленький принц» в творчестве Экзюпери, особенности жанра и
причины обращения к нему автора.
2. Идейно-композиционная роль посвящения.
3. Основная тематика и проблематика сказки:
а) проблема вечного и преходящего;
б) проблема жизни, любви и смерти;
в) тема ответственности человека.
4. Система образов в сказке Экзюпери:
а) образ Маленького принца;
б) место и значение образов обитателей астероидов;
в) образ Лиса и его идейная роль;
г) композиционное значение образа Лётчика;
д) место и значение образа Змеи.
5. Художественное своеобразие сказки:
а) особенности композиции сказки;
б) символика и аллегории;
в) роль и место рисунков в сказке.
6. Гуманизм и воспитательное значение сказки «Маленький принц».
Литература
Буковская А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма. М., 1991.
Ваксмахер М. Часовой в ответе за всю империю // Ваксмахер М. Французская литература наших дней.
М., 1967. С. 30─67.
Григорьев В.П. Антуан Сент-Экзюпери. Л., 1972.
Днепров В. Поэзия доброжелательности: Заметки о творчестве Сент-Экзюпери // Вопросы
литературы. 1959. № 4. С 80─99.
Любищев А. Идеология де Сент-Экзюпери // Звезда. 1993. № 10. С. 161─180.
Мижо М. Сент-Экзюпери. М., 1963.
Моруа А. Антуан де Сент-Экзюпери // Моруа А. Три Дома: Литературные портреты. Кишинев, 1974.
С. 675─693.
Паперный 3. Что сказал людям Экзюпери // Паперный 3. Самое трудное: Статьи, рецензии,
фельетоны. М., 1963. С. 361─396.
Смирнова В. Антуан де Сент-Экзюпери // Смирнова В. Из разных лет. М., 1979. С. 482─498.
Филатова М. Маленький принц, больной любовью // Культура. 1993. № 31. 7 августа. С. 11.
Хмельницкая Т. Садовник в пустыне: Заметки о творчестве А. де Сент-Экзюпери // Вопросы
литературы. 1961. № 11. С. 122─124.
Шкунаева И.Д. Действие ради детства: Творчество А. де Сент-Экзюпери // Шкунаева И.Д.
Современная французская литература. М., 1961. С. 208─223.
Тема № 7 (2 часа)
Повесть У.Голдинга «Повелитель мух»
1. Притча в литературе XX века и в творчестве У.Голдинга.
2. Творческий замысел и сюжетная основа повести У.Голдинга «Повелитель мух».
3. Цивилизация гуманности в изображении Голдинга:
а) Хрюша и тоска по цивилизации;
б) образ Саймона;
в) Эрик и Сэм;
г) образ Ральфа ─ бессилие гуманности?
4. Мальчики из хора и их эволюция вспять:
а) Джек Меридью и Роджер как «сильные личности». Методы их правления;
б) нагнетание страха; пробуждение звериных инстинктов;
в) пробуждение звериных инстинктов;
г) трусость и вероломство;
д) «стадность».
5. Символика и многозначность в повести Голдинга (раковина, костер, очки, маска,
«зверь», «повелитель мух»).
6. Голдинг о природе зла и насилия. Так ли уж неотвратим фашизм?
Литература
Алякринский О. Копни поглубже природу человеческую // Новый мир. 1984. № 2. С. 242─246.
Аникин Г.В. Философско-аллегорический роман Уильяма Голдинга // Проблемы прогрессивной
литературы Запада XVIII-XX вв.: Сб. статей / Учёные записки Пермского ун-та. Т. 276. Пермь,
1972. С. 327─340.
Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / 2-е изд. М., 1985. С. 396─399.
Аронов Л. Сам у себя под стражей // Московский комсомолец. 1990. 29 авг.
Голдинг У. Повелитель мух. М., 1990. (или: Вокруг света. 1969. № 7─11).
Зверев А. Разбитая раковина // Литературное обозрение. 1983. № 6. С. 64─67.
Ивашева В.В. В споре о человеке // Вестник МГУ. Серия 9: Филология. 1980. № 5. С. 36─43.
Лакшин В. Увеличительное стекло зла // Иностранная литература. 1970. № 12. С. 263─265.
Подлипская Е. Проблема цивилизации в философских романах У.Голдинга // Звезда Востока. 1973. № 10. С. 185─191.
Скороденко Б. Притчи Уильяма Голдинга // Голдинг У. Шпиль и другие повести. М., 1981. С. 5─22.
Стояновская Е. Уильям Голдинг ─ сочинитель притч // Иностранная литература. 1968. № 2. С. 259─261.
Тема № 8 (2 часа)
Роман Г.Грина «Тихий американец»
1.Антиколониальная тема в английской литературе XX века. Д.Олдридж. Г.Грин.
2. Расстановка сил в национально-освободительной борьбе во
Вьетнаме начала 1950-х годов:
а) оккупационные власти и их вьетнамские пособники;
б) Вьетконг;
в) «третья сила» генерала Тхе.
3. Вьетнамский народ в изображении Г.Грина.
4. Неоднозначность образа «тихого американца» Олдона Пайла и
его функция в романе; Пайл как проводник американской политики.
5. Роль журналистов и прессы в освещении вьетнамских событий.
6. Фаулер как представитель авторской и общечеловеческой точки зрения на происходящее.
7. Особенности сюжета и стиля в романе «Тихий американец»:
а) центральные эпизоды романа;
б) элементы поэтики абсурда.
Литература
Аникин Г.В. Антиколониалистский роман Грэма Грина // Аникин Г.В. Современный английский
роман. Свердловск, 1971. С. 136─185.
Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / 2-е изд. М., 1985. С. 379─386.
Анисимов И. Романы Грэма Грина // Иностранная литература. 1964. № 10. С. 221─226.
Днепров В. Вера и безверие // Звезда. 1969. № 4. С. 202─210; № 5. С. 204─215.
Ивашева В.В. Грэм Грин // Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М., 1984. С. 213─236.
Палиевский П.В. Фантомы (Человек буржуазного мира в романах Грэма Грина) // Палиевский П.В.
Литература и теория. М., 1974. С. 117─144.
Подлипская Е.И. Проблема «выбора» и личной ответственности в романе Грэма Грина «Тихий
американец» // Сборник научных трудов Таганрогского университета. № 659. Таганрог, 1981.
С. 10─22.
Филюшкина С.И. Искусство Грина-романиста // Вестник МГУ: Филология. 1969.
Эйшискина Н. Романы Грэма Грина // Вопросы литературы. 1961. № 6. С. 149─169.
Тема № 9 (2 часа)
- Часть 2………………………………………………………………………. 30
- 1.Цели и задачи дисциплины
- 2.Место дисциплины в структуре ооп
- 2.2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины:
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4. Содержание подраздела дисциплины «Зарубежная литература
- 1918-1945 Гг.» (у11 семестр):
- 6. Темы практических занятий в 1 (7) семестре
- 7. Содержание курса «Зарубежная литература хх века (2 часть):
- Новеллы Франца Кафки
- Роман э.Хемингуэя «Прощай, оружие!»
- Роман к.Чапека «Война с саламандрами»
- Драма б.Брехта «Жизнь Галилея»
- Роман г.Манна «Юность короля Генриха IV»
- Сказка а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Роман ч.Сноу «Коридоры власти»
- Драматургия «рассерженного поколения» («Оглянись во гневе» д.Осборна, «Пляска сержанта Масгрейва» д.Ардена)
- Повесть а.Камю «Посторонний»
- Повесть э.Хемингуэя «Старик и море»
- Роман д.Стейнбека «Зима тревоги нашей»
- Роман д.Апдайка «Кентавр»
- Роман г.Бёлля «Глазами клоуна»
- Роман з.Ленца «Урок немецкого»
- Комедия ф.Дюрренматта «Физики»
- Роман Кобо Абэ «Женщина в песках»
- Роман г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества»
- Художественный мир романа э.Канетти «Ослепление»
- Тема 21 ( 2ч)
- Тема 22 (2 ч) Феномен детства в творчестве Стивена Кинга.
- Тема 23 (2 ч)
- Тема 23 (2 ч)
- 10. Методические рекомендации
- 10.1. Методические рекомендации к выполнению контрольных работ.
- 10.2. Методические рекомендации по ведению читательского дневника
- 10.3.Методические рекомендации к реферированию (или конспектированию)
- 11. Отчётность
- 12. Система оценки качества сформированных компетенций.
- 12.1. Балльно-рейтинговая карта дисциплины
- 12.2. Распределение баллов по дисциплинарным модулям
- 13. Учебные пособия
- 14. Список художественной литературы
- 15. Дополнение к списку литературы
- 16. Тематика рефератов по зарубежной литературе хх века
- Часть 1.
- Часть 2.
- 17. Вопросы к экзамену