logo
Программа ХХ века+

Тема 23 (2 ч)

Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер»

1. Система персонажей романа «Парфюмер:

- «гениальное чудовище» Гренуй;

- персонажи второго плана (отец Терье, мадам Гайард, кожевник

Грималь, парфюмер Бальдини, маркиз де Эспинасс, вдова Арнульфи и

ее помощник Дрюо, Антуан Риши как обманутый противник.

2. «Парфюмер» П.Зюскинда - пародия на «роман воспитания»:

- сопоставление жизни Жан-Жака Гренуя и Вильгельма Майстера Гете;

- театрализованные фантазии героя романа как пародия на театральность классического «романа воспитания»;

- представление Гренуя о себе как о властелине мира запахов;

- маркиз Тейярд де Эспинасс как пародия на идеал образованности.

3. «Парфюмер» как пародия на роман о становлении художника:

- «Мадмуазель де Скюдери» и «Мастер Мартин-бочар» Э.Т.А.Гофмана;

- месть миру за свою отверженность (Михаэль Кольхаас Г.Клейста,

Квазимодо В.Гюго, Гобсек О.Бальзака);

- убийство как элемент творческого акта.

4. «Парфюмер» как псевдоисторический роман:

- игнорирование значимости главных событий французской истории;

- мадам Гайард как жертва истории;

- трагикомедия революции;

- сатирическое изображение истории науки. Пародия на философию

Просвещения.

5. Всеведущий автор как доминирующий субъект повествования:

- рассуждения о методах получения ароматов;

- психологические комментарии;

- границы между речью рассказчика и сознанием персонажей;

- прямая и несобственно прямая речь, внутренние монологи;

- способы изображения внутреннего мира второстепенных персонажей.

6. Смешение стилей - главная стилистическая особенность романа:

- риторическая стилистика описания запахов;

- использование архаизированного стиля, научных терминов и

элементов разговорной речи;

- элементы натурализма.

7. «Парфюмер» П.Зюскинда как образчик постмодернистского романа:

- отличие постмодернизма от модернизма:

- постмодернистская ирония и интертекст. Новелла Г.Клейста

«Михаэль Кольхаас» как объект травестирования;

- главы о семилетней «спячке» героя - место самой большой

концентрации аллюзий и реминисценций.

Литература

  1. Гладилин Н.В. Роман П.Зюскинда «Парфюмер» как гипертекст // Вопросы филологии.

2001. № 1. (7). С. 108-118.

  1. Зверев А. Преступления страсти: вариант Зюскинда // Иностранная литература. 2001. № 7. С. 256-262.

  2. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

  3. Климова С.М. Эссенция и экзистенция любви: «дух» и «запах» («Sophia» Вл. Соловьева и «Парфюмер» П.Зюскинда) // Человек. 2002. № 4. С. 20-29.

  4. Литвиненко Н.А. «Парфюмер» П.Зюскинда: трансформация некоторых романтических мотивов // Человек. 2002. № 4. С. 50-57.

  5. Михайлин В. Патрик Зюскинд. Голубка // Волга. 1995. № 7. С. 170-173.

  6. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. М., 2000.

  7. Никитина М.В. Роман «Парфюмер. История одного убийцы» в контексте творчества П.Зюскинда. Дисс.. канд. филолог. наук. Тамбов, 2006.

  8. Прозорова И. Стилистические средства формирования образа гения-антигероя (на материале романа П.Зюскинда «Парфюмер») // Сб. научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Выпуск У111. Вологда, 2000. С. 49-58.

  9. Риндисбахер Х.Д. От запаха к слову. Моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» // Новое литературное обозрение. № 43 (3). М., 2000. С. 86-101.

9. Самостоятельная работа студентов включает в себя:

1)чтение художественных произведений и заучивание наизусть ряда стихотворений;

2)конспектирование критических статей и научных источников (большая часть этой работы выполняется при подготовке к семинарским занятиям), составление рефератов трех научных работ (они могут иметь форму расширенного конспекта с оценочными комментариями);

3) приготовление тем и разделов тем, не включенных в лекционный курс и не вынесенных на семинарские занятия.