Тема 23 (2 ч)
Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер»
1. Система персонажей романа «Парфюмер:
- «гениальное чудовище» Гренуй;
- персонажи второго плана (отец Терье, мадам Гайард, кожевник
Грималь, парфюмер Бальдини, маркиз де Эспинасс, вдова Арнульфи и
ее помощник Дрюо, Антуан Риши как обманутый противник.
2. «Парфюмер» П.Зюскинда - пародия на «роман воспитания»:
- сопоставление жизни Жан-Жака Гренуя и Вильгельма Майстера Гете;
- театрализованные фантазии героя романа как пародия на театральность классического «романа воспитания»;
- представление Гренуя о себе как о властелине мира запахов;
- маркиз Тейярд де Эспинасс как пародия на идеал образованности.
3. «Парфюмер» как пародия на роман о становлении художника:
- «Мадмуазель де Скюдери» и «Мастер Мартин-бочар» Э.Т.А.Гофмана;
- месть миру за свою отверженность (Михаэль Кольхаас Г.Клейста,
Квазимодо В.Гюго, Гобсек О.Бальзака);
- убийство как элемент творческого акта.
4. «Парфюмер» как псевдоисторический роман:
- игнорирование значимости главных событий французской истории;
- мадам Гайард как жертва истории;
- трагикомедия революции;
- сатирическое изображение истории науки. Пародия на философию
Просвещения.
5. Всеведущий автор как доминирующий субъект повествования:
- рассуждения о методах получения ароматов;
- психологические комментарии;
- границы между речью рассказчика и сознанием персонажей;
- прямая и несобственно прямая речь, внутренние монологи;
- способы изображения внутреннего мира второстепенных персонажей.
6. Смешение стилей - главная стилистическая особенность романа:
- риторическая стилистика описания запахов;
- использование архаизированного стиля, научных терминов и
элементов разговорной речи;
- элементы натурализма.
7. «Парфюмер» П.Зюскинда как образчик постмодернистского романа:
- отличие постмодернизма от модернизма:
- постмодернистская ирония и интертекст. Новелла Г.Клейста
«Михаэль Кольхаас» как объект травестирования;
- главы о семилетней «спячке» героя - место самой большой
концентрации аллюзий и реминисценций.
Литература
Гладилин Н.В. Роман П.Зюскинда «Парфюмер» как гипертекст // Вопросы филологии.
2001. № 1. (7). С. 108-118.
Зверев А. Преступления страсти: вариант Зюскинда // Иностранная литература. 2001. № 7. С. 256-262.
Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
Климова С.М. Эссенция и экзистенция любви: «дух» и «запах» («Sophia» Вл. Соловьева и «Парфюмер» П.Зюскинда) // Человек. 2002. № 4. С. 20-29.
Литвиненко Н.А. «Парфюмер» П.Зюскинда: трансформация некоторых романтических мотивов // Человек. 2002. № 4. С. 50-57.
Михайлин В. Патрик Зюскинд. Голубка // Волга. 1995. № 7. С. 170-173.
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. М., 2000.
Никитина М.В. Роман «Парфюмер. История одного убийцы» в контексте творчества П.Зюскинда. Дисс.. канд. филолог. наук. Тамбов, 2006.
Прозорова И. Стилистические средства формирования образа гения-антигероя (на материале романа П.Зюскинда «Парфюмер») // Сб. научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Выпуск У111. Вологда, 2000. С. 49-58.
Риндисбахер Х.Д. От запаха к слову. Моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» // Новое литературное обозрение. № 43 (3). М., 2000. С. 86-101.
9. Самостоятельная работа студентов включает в себя:
1)чтение художественных произведений и заучивание наизусть ряда стихотворений;
2)конспектирование критических статей и научных источников (большая часть этой работы выполняется при подготовке к семинарским занятиям), составление рефератов трех научных работ (они могут иметь форму расширенного конспекта с оценочными комментариями);
3) приготовление тем и разделов тем, не включенных в лекционный курс и не вынесенных на семинарские занятия.
- Часть 2………………………………………………………………………. 30
- 1.Цели и задачи дисциплины
- 2.Место дисциплины в структуре ооп
- 2.2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины:
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4. Содержание подраздела дисциплины «Зарубежная литература
- 1918-1945 Гг.» (у11 семестр):
- 6. Темы практических занятий в 1 (7) семестре
- 7. Содержание курса «Зарубежная литература хх века (2 часть):
- Новеллы Франца Кафки
- Роман э.Хемингуэя «Прощай, оружие!»
- Роман к.Чапека «Война с саламандрами»
- Драма б.Брехта «Жизнь Галилея»
- Роман г.Манна «Юность короля Генриха IV»
- Сказка а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Роман ч.Сноу «Коридоры власти»
- Драматургия «рассерженного поколения» («Оглянись во гневе» д.Осборна, «Пляска сержанта Масгрейва» д.Ардена)
- Повесть а.Камю «Посторонний»
- Повесть э.Хемингуэя «Старик и море»
- Роман д.Стейнбека «Зима тревоги нашей»
- Роман д.Апдайка «Кентавр»
- Роман г.Бёлля «Глазами клоуна»
- Роман з.Ленца «Урок немецкого»
- Комедия ф.Дюрренматта «Физики»
- Роман Кобо Абэ «Женщина в песках»
- Роман г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества»
- Художественный мир романа э.Канетти «Ослепление»
- Тема 21 ( 2ч)
- Тема 22 (2 ч) Феномен детства в творчестве Стивена Кинга.
- Тема 23 (2 ч)
- Тема 23 (2 ч)
- 10. Методические рекомендации
- 10.1. Методические рекомендации к выполнению контрольных работ.
- 10.2. Методические рекомендации по ведению читательского дневника
- 10.3.Методические рекомендации к реферированию (или конспектированию)
- 11. Отчётность
- 12. Система оценки качества сформированных компетенций.
- 12.1. Балльно-рейтинговая карта дисциплины
- 12.2. Распределение баллов по дисциплинарным модулям
- 13. Учебные пособия
- 14. Список художественной литературы
- 15. Дополнение к списку литературы
- 16. Тематика рефератов по зарубежной литературе хх века
- Часть 1.
- Часть 2.
- 17. Вопросы к экзамену