logo
Великие писатели

(Перевод с. Апта)

Русский философ А.Ф. Лосев подчеркивает особое значение времени в пьесах древнегреческого драматурга: "именно время дает человеку нравственный урок... Даже боги со временем становятся более терпимыми, вся "Орестея" построена на этой идее Время совершает религиозное очищение Ореста". "Главная черта человеческого времени у Эсхила в том, что оно несет с собою исполнение божественной воли. Время необходимо, чтобы была возможной вера в неизбежность исполнения божественного приговора, потому что только оно может объяснить, почему справедливость осуществляется не сразу же вслед за преступлением. Насколько живо Эсхил чувствовал необходимость позднейшего наказания, показывает лишь у него встречающееся слово позже-наказуемый, которое указывает на наказание, отложенное на неопределенный срок... В конце концов происходит так, что наказанию подвергаются отдаленные потомки преступника. Поэтому для Эсхила необходим взгляд на историю, охватывающий несколько поколений".

Образы Эсхила оказали огромное влияние не только на театр, но и на поэзию в целом, на музыкальное искусство, на живопись нового времени.

Геннадий Иванов

СОФОКЛ

(496-406 до н. э.)

Софокл родился в селении Колоне под Афинами в семье богатого предпринимателя. Был хранителем казны Афинского морского союза, стратегом (была такая должность при Перикле), после смерти Софокл почитался как муж правый.

Для мира Софокл ценен прежде всего как один из трех великих античных трагиков - Эсхил, Софокл, Еврипид.

Софокл написал 123 драмы, до нас полностью дошли только семь из них Особый интерес для нас представляют "Антигона", "Эдип-царь", "Электра".

Сюжет "Антигоны" несложен: Антигона предает земле тело своего убитого брата Полиника, которого правитель Фив Кре-онт запретил хоронить под страхом смерти - как изменника родины. За непослушание Антигону казнят, после чего ее жених, сын Креонта, и мать жениха, жена Креонта, кончают жизнь самоубийством

Одни толковали софокловскую трагедию как конфликт между законом совести и законом государства, другие видели в ней конфликт рода и государства. Гёте считал, что Креонт из личной ненависти запретил похороны

Антигона обвиняет Креонта в попрании закона богов, а Креонт отвечает, что власть государя должна быть незыблема, иначе все погубит анархия.

Правителю повиноваться должно

Во всем - законном, как и незаконном.

События показывают, что Креонт неправ. Прорицатель Тиресий предупреждает его: "Смерть уважь, убитого не трогай. Иль доблестно умерших добивать". Царь упорствует. Тогда Тиресий предсказывает ему мщение богов. И действительно, на правителя Фив Креонта одно за другим обрушиваются несчастья, он терпит и политическое поражение, и нравственное.

К р е о н т

Увы!

Аида бездна, зачем меня

Ты губишь. Непримиримая ?

О вестник прежних ужасных бед,

Какие ты вести приносишь нам ?

Вторично убьешь ты погибшего/

Что, сын мой, скажешь мне нового?

Смерть за смертью, увы!

Вслед за сыном жена скончалась!

Хор

Ты можешь видеть: вынесли ее. К р е о н т

Увы!

Второе бедствие теперь, злосчастный, вижу!

Что за несчастье мне еще готовится ?

Сейчас держал я сына на руках -

И вижу труп другой перед собою!

Увы, о мать несчастная, о сын!

Вестник

Сраженная лежит у алтарей; Ее померкли и закрылись очи; Смерть Мегарея славную оплакав, За ним другого сына, - на тебя Беду накликала, детоубийца.

К р е о н т

Увы! Увы!

От страха дрожу. Что же грудь мою

Двуострым мечом не пронзил никто ?

Я несчастный, увы!

И жестоким сражен я горем!

Вестник

Изобличен покойницею ты:

Ты виноват и в той и в этой смерти.