logo
Великие писатели

Фирдоуси (около 940-1020 или 1030)

На Востоке говорят, что перевод поэтического произведения - это всегда обратная сторона прекрасного ковра. И тем не менее тяга к переводам не уменьшается. Ценители литературы стремятся не только передать содержание, но и величие или прелесть оригинала, красоту поэтического языка.

Знаменитую книгу иранского классика Фирдоуси "Шахнаме" перевели очень хорошие переводчики - Владимир Державин и Семен Липкин. В их переводе это огромнейшее произведение (около 55 тысяч бейтов) читается довольно легко и живо.

Думаю, что многие читатели никогда не держали в руках тома "Шахнаме", поэтому нам хочется коротко познакомить вас с этим произведением.

Поэма начинается со "Слова в похвалу разума":

Пришла пора, чтоб истинный мудрец О разуме поведал наконец.

Яви нам слово, восхваляя разум, И поучай людей своим рассказом.

Из всех даров что разума ценней? Хвала ему - всех добрых дел сильней.

Венец, краса всего живого - разум, Признай, что бытия основа - разум.

Он - твой вожатый, он - в людских сердцах, Он с нами на земле и в небесах.

От разума - печаль и наслажденье, От разума - величье и паденье.

Для человека с чистою душой Без разума нет радости земной...

Далее звучит похвальное слово разуму, потом - "Слово о сотворении мира":

Начну, чтобы душа твоя познала Первооснов основу от начала.

Ведь нечто создал Бог из ничего Затем, чтоб зримой стала мощь его.

Вне времени, вне бренных тягот в мире Первоосновы создал он четыре.

В древности и в средние века мир представляли состоящим из четырех элементов - земли, воздуха, воды и огня. После главы о сотворении мира следует "Слово о сотворении человека", затем "Слово о том, как собиралась "Книга царей", которую начал поэт Дакики А дальше - главы о легендарных царях. Всего 50 царствований. Внутри сказания - дастаны.

Рождение некоторых царей сравнивается с величайшими космическими событиями:

Родился Фаридун благословенный, И стало новым естество вселенной.

Фаридун благополучно царствовал до старости. Под конец жизни от разделил царства между тремя сыновьями. Старший, Тур, получил во владение Туран, средний, Салм, - Рум, а младшему сыну, Ираджу, достался Иран. Старшие братья стали завидовать младшему, заманили его к себе в гости и злодейски убили. Престарелый Фаридун не мог отомстить за любимого сына, и это сделает внук Ираджа Манучихр, который разгромил Тура и Салма, отрубил им головы и отослал к Фа-ридуну. Фаридун венчает на царство Манучихра и передает ему престол.

Итак, на сотнях страниц изложен поэтический рассказ о многих исторических событиях, в которых участвуют и прекрасные сердцем люди, и злые, и жестокие, и подлые.

Исследователь "Шахнаме" И. Брагинский называет поэму океаном, в нем и поверхность, и глубины тоже огромные. "Исследователям обычно казалось, что главное в "Шахнаме" - это изображение борьбы благородных богатырей Ирана со злокозненными туранскими царями, что

главное в "Шахнаме" - это пусть справедливая, но война. Сказание о Сиявуше показывает, однако, что не идея войны, а идея мира водила рукой поэта..." Каждое время приспосабливает идеи "Шахнаме" к себе. В разные времена на первый план выводили то борьбу за мир и за народное счастье, то богатырские сказания, чтобы вдохновить народ на подвиги, а еще религиозную борьбу, которая тоже довольно ярко отражена в поэме.

Жизнь Абулкасима Фирдоуси, как и жизнь многих иранских классиков, состоит из легенд. А что же известно точно? То, что Фирдоуси - это псевдоним поэта, что в переводе на русский означает "райский". Точный год его рождения неизвестен. Но известно, что образование поэт получил в доме своего отца, родовитого, малоимущего аристократа-дихкана. Он изучил арабский язык и, возможно, среднеперсидский. Познания его были обширны, поэтому он получил еще прозвище "хаким" - мудрец, ученый.

Существует легенда о том, что свою поэму о царях Фирдоуси задумал написать, чтобы за вознаграждение, полученное от правителя, построить плотину для крестьянских полей.

Жизнь Фиордоуси проходила среди войн, он очень нуждался, потеря любимого сына быстро состарила его. В 1010 году он преподнес свою поэму-эпопею султану Махмуду. Во дворце его встретили как "деревенщину". Предложили участвовать в состязании с придворными поэтами. Каждый должен был сымпровизировать по одной строке одинаковым размером и на одну рифму. А заключительную строку, которая труднее всего для импровизации, должен был сочинить Фирдоуси.

Первый поэт начал- "Даже луна и та тусклее лица твоего".

Другой продолжил: "Равной твоей щечке нет розы в цветнике".

Третий сказал- "Ресницы твои пронзают кольчугу".

Все стали ждать, что скажет пришелец. Легенда говорит, что Фирдоуси противопоставил этим шаблонным образам, приевшимся метафорам образ из народного эпоса: "Как стрелы Гива в его битве с Паша-ном".

Все это для нас трудно уловимо, так как строки даны в подстрочном переводе, но поверим легенде, что Фирдоуси не только придал законченность четверостишию, но словно и сам пронзил соперников своим стихом.

Предание гласит, что Махмуд отклонил подарок поэта. Фирдоуси в ответ написал едкую сатиру. Автору "Шахнаме" пришлось скрываться от разгневанного султана. Тема царя и поэта стала с тех пор одной из ведущих в средневековой поэзии на языке фарси, на котором писал Фирдоуси.

Предание говорит, что однажды Махмуд услышал поразивший его стих о воинских подвигах. Он спросил, кому эти стихи принадлежат. "Фирдоуси", - ответили ему. Царь решил простить поэта и щедро его наградить, но было поздно. Караван верблюдов с дарами для поэта входил в ворота города Туе, но с другой стороны, из других ворот в это время выходила погребальная процессия с телом умершего поэта.

Сохранилась могила Фирдоуси. В 1934 году на ней возведен мавзолей в связи с празднованием в Иране тысячелетия со дня рождения поэта.

Геннадий Иванов