logo search
Учебник по американской литературе

Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо

На изломе XVIII столетия понятие национального своеобразия ассоциировалось у прозаиков и поэтов, таких, как Филипп Френо (1752—1832), с пространными описаниями мощной природы страны и обращением к колоритным фактам американской действительности, в особенности к жизни индейских племен. В этом отношении характерно снабженное авторским пояснением непонятных индейских обычаев стихотворение Ф. Френо "Индейское кладбище":

Исконный сын природы сей,

Индеец, наш покинув мир,

Посажен вновь в кругу друзей,

Как будто с ними делит пир.

.......................................

Ты, путник, мимо проходя,

Их мертвым не чини обид.

На эту землю поглядя,

Скажи: пусть с миром он сидит.

.......................................

И будет памятью храним

Тот вождь в раскраске боевой,

Его разящее копье.

И Разум склонится пред ним.

Стихотворение (приведенное здесь в сокращении) примечательно гуманистическим пафосом, а также невольным, очевидно, дистанцированием автора: это взгляд даже не американца, а просвещенного европейца конца XVIII столетия. В других же произведениях Ф. Френо ("Студент-индеец, или Зов природы", "Меланхолический индеец") американские аборигены, по едкому замечанию современного нам критика, "более напоминают французских философов".

Несмотря на всевозможные ошибки, заблуждения, инерцию традиций европейской культуры, порыв писателей молодой республики к литературной автономии был впечатляющим: он проложил дорогу углубленному художественному освоению Америки в литературе XIX века. В этой связи интересно посмотреть, внесли ли сами коренные американцы, а также не менее специфичная для национальной жизни группа населения — американцы с черным цветом кожи, какой-либо вклад в развитие самобытной литературы их страны, есть ли свидетельства из первых рук о том, как и чем жили они в независимом демократическом государстве.

Не будем касаться здесь политических договоров и высокоразвитого ораторского искусства индейцев, так восхищавшего прогрессивных белых соотечественников (Б. Франклина и др.), поскольку это ответвление традиции "устной литературы" исконных обитателей материка. Обратимся к письменному англоязычному творчеству коренных американцев, которое начинает оформляться к концу XVIII века стараниями крещеных индейцев. Первый автор-коренной американец — Самсон Окком, написавший в 1772 году церковную проповедь. И далее — как в борющихся за независимость колониях, так и в молодой республике — вплоть до 30-х годов следующего столетия цивилизованные индейцы продолжали осваивать жанры колониальной американской словесности: составлять религиозные трактаты и проповеди, письма и в особенности автобиографии, изображающие процесс обращения автора в христианство. Этническое самовыражение, очевидно, не входило в задачи индейских писателей, делающих первые шаги на чужой территории "белой прозы": их произведения доносят лишь крупицы этнического своеобразия и представляют собой скорее обрыв подлинно индейской литературной традиции.