Сша после Второй мировой войны
Во Вторую мировую войну (1939—1945), как и в Первую, США вступили неохотно и значительно позднее многих стран-участниц. В 1941 обострились отношения с Японией, и выбранный Америкой путь изоляционизма обнаружил свою уязвимость. Седьмого декабря 1941 года японская военная авиация нанесла сокрушительный удар с воздуха по вооруженным силам США в Пирл Харбор. В результате, во-первых, были разом сметены изоляционистские настроения нации. "Мы получили страшный урок, — заявил президент Рузвельт. — Чтобы совершить великую задачу, которая стоит перед нами, мы должны раз и навсегда отказаться от иллюзии, что мы сможем когда-либо еще отделить себя от всего человечества".
Во-вторых, в течение нескольких последующих месяцев среди американцев нарастал как страх перед воздушными налетами, так и антияпонская истерия. Правительство выработало программу "перемещения" лиц японской национальности. В течение весны и начала лета 1942 приблизительно 120 тысяч человек, было пропущено через "распределители" и помещено в трудовые лагеря в отдаленных и часто пустынных и бесплодных регионах Америки. В-третьих, нация ускоренными темпами перевела свою экономику на военные рельсы.
Позднее, когда стали известны реальные масштабы бедствий, причиненных Германией Европе и Японией Азии, когда начали всплывать подробности злодеяний геноцида, унесшего жизни шести миллионов евреев, Вторая мировая стала рассматриваться в Америке как великий крестовый поход. Огромный размах войны, ее политический смысл, ужасы геноцида — все это продолжало определять сознание людей во всем мире, в том числе в США, еще несколько десятилетий после окончания Второй мировой.
Более чем любая другая война в истории, Вторая мировая была войной технологий. Летом 1939, когда группа физиков, включавшая Альберта Эйнштейна и Энрико Ферми, собралась в городе Вашингтоне, президент Рузвельт установил Координационный Совет по разработкам урана, положив тем самым начало созданию атомной бомбы. В июле 1945 в Аламогордо, штат Нью-Мексико, Америка произвела успешные испытания первой в мире атомной бомбы. Меньше чем через месяц, шестого и девятого августа США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, что стало чудовищным заключительным аккордом Второй мировой и началом новой эры в истории человечества.
Противоречия американской общественной жизни, временно отодвинутые войной на задний план, заявили о себе снова, едва ли не раньше, чем закончилось празднование победы. Этнические меньшинства, а также женщины, которые во время войны, не жалея сил, работали на победу, теперь чувствовали себя преданными своей страной: им пришлось отойти в сторону, чтобы дать место вернувшимся к мирной жизни фронтовикам.
Особняком стоял вопрос о трудоустройстве "цветных" ветеранов Второй мировой и их положении в обществе в целом. Федеральное правительство самым радикальным образом решило судьбу коренных американцев. Индейцы приняли в войне более деятельное участие и понесли больше потерь убитыми и ранеными, чем любая другая этническая группа населения США.
В 1949 был упразднен Закон о самоопределении, действовавший с 1934 года, и закрыты резервации, что должно было ускорить процесс ассимиляции коренных американцев обществом. В 1950 исчезло с лица земли еще несколько "ассимилированных" племен, большое количество индейцев было насильственно переселено в города. Недовольство коренных американцев, которых отрывали от их "корней", являлось их, индейской проблемой; официально они признавались теперь такими же гражданами США, как и все прочие.
Что касается самой многострадальной части общества, афроамериканцев, за счет которых в основном пополнялись американские ВВС во время войны, и которые проявили чудеса героизма, то государственная политика их сегрегации стала просто недопустимой.
В 1948 году президент Трумэн положил конец сегрегации в ВВС США, в 1954 Верховный суд страны отменил раздельное обучение белых и черных американцев в школах, а в 1957 году Конгресс впервые со времени Реконструкции законодательно закрепил гражданский статус афроамериканцев — как целиком и полностью равноправных членов общества.
Хотя некоторые правительственные реформы оставляли чувство неудовлетворенности, в целом в США конца 1940—1950-х годов преобладали настроения принятия жизни и надежд на будущее. Экономика страны была стабильной, Америка становилась государством "равных потребителей", экономически процветающим и обеспечивающим всем своим членам равные материальные и культурные условия.
Существенно сплотило нацию обозначившееся в 1946 противостояние агрессивной внешней политике Советского Союза, "железным занавесом" отделившего Восточную Европу от Западной. Весной 1947 года американский президент сформулировал Доктрину Трумэна: "Я верю, — сказал он, — что политикой Соединенных Штатов должна стать поддержка свободных народов в их противодействии попыткам <...> внешнего давления". Ответом Советского Союза, уже оккупировавшего Польшу, стало "освобождение" в апреле 1947 Венгрии, а в феврале 1948 — Чехословакии.
В июне 1947 года госсекретарь США генерал Джордж Маршалл, дабы воспрепятствовать советским экспансиям в Европе, выдвинул так называемый "план Маршалла" — план борьбы с "голодом, нищетой, отчаянием и хаосом", угрожавшими Восточной Европе, путем восстановления ее экономики и "создания политических и социальных условий, в которых могут существовать свободные институты". Годом позже, в июне 1948 Советский Союз начал блокаду Берлина, что подвигло США организовать "воздушный коридор", существовавший до 12 мая 1949 года, когда блокада была отменена. Результатом стал раскол единой Германии на два государства: социалистическую ГДР и капиталистическую ФРГ. Столь стремительно следовавшие одно за другим события настроили против Советского Союза всех, кроме самых ярых его приверженцев, отчасти потому, что они весьма напоминали германскую экспансию в 1939.
Так виделись сложнейшие политические события эпохи с одной стороны "железного занавеса". По другую его сторону они воспринимались совершенно по-другому, но так или иначе, мир раскололся на две противоборствующие системы; "холодная война" стала официальным курсом правительств, а "образ врага" — козырем идеологической пропаганды обоих лагерей.
Во второй раз за столь короткий промежуток времени необходимость отпора внешнему противнику, усугубленная коммунистическим курсом Китая (1949) и созданием атомной бомбы в России (1949), а затем водородной бомбы в США (1952) и в России (1953), отодвинула на задний план внутренние противоречия в стране. "Веком конформизма" назвал современный американский критик конец 1940-х—начало 1950-х в общественной жизни США.
Вскоре, однако, выяснилось, что единодушие нации в противостоянии "красной угрозе" может оказаться политически опасным для самой нации. Сенатор от республиканской партии Джо Маккарти из Висконсина в феврале 1950 инициировал и возглавил невиданные прежде в США широкомасштабные гонения на инакомыслящих, новую "охоту на ведьм", которая продолжалась вплоть до позорной отставки Маккарти в декабре 1954 года. За это время он успел обвинить и подвергнуть репрессиям сотни людей, среди них композитора Аарона Копленда, писателей Говарда Фаста и Лилиан Хеллман, профессоров и ученых, бывших, по его выражению, "коммунистами, коммунистическими подпевалами или коммунистическими прихвостнями".
Маккартизм стал серьезным испытанием для всей нации на ее готовность к гражданским свободам — терпимость к инакомыслию и уважение к праву личной неприкосновенности. В целом Америка это испытание выдержала, и годы президентства Эйзенхауэра (1953—1961), "молчаливое десятилетие", было отмечено дальнейшим нарастанием конформистских настроений, которые поддерживались событиями этих лет: Суэцким кризисом (1956—1958), запуском в СССР двух искусственных спутников (1957), революцией на Кубе (1959) под предводительством Фиделя Кастро и в особенности тяжелой войной в Корее, унесшей жизни 50 тысяч американских солдат.
- План лекций по американской литературе
- Лекция 1. Американская литература. Введение
- Предыстория американской литературы Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе.
- Лекция 2 колонизация Капитан Джон Смит. Начало американской литературы
- Колонизация "Общая история Виргинии и Новой Англии" капитана Дж. Смита
- Колонизация Американская литература 17 века.
- Колонизация Анна Брэдстрит. Пуританская поэзия.
- Колонизация Мери Роландсон. "Рассказ о плене и избавлении...".
- Неоткрытая америка Устная литература коренных американцев
- Лекция 3 Литература XVIII века Американское Просвещение и молодая республика
- Сша в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
- Американское просвещение и молодая республика Культура сша в 18 веке.
- Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина
- Биография Бенджамина Франклина
- "Автобиография" б. Франклина
- Основы демократии "Декларация независимости" т. Джефферсона.
- Основы демократии Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"
- Основы демократии Американский готический роман. Чарльз Брокден Браун
- Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
- Демократическое общество и "меньшинства" Раннее самовыражение коренных и черных американцев. Поэзия Филлис Уитли
- Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции
- Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
- Романтический нативизм и романтический гуманизм Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
- Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза
- Лекция 6 национальная история и история души народа Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
- Новелла Ирвинга "Рип Ван Винкль"
- Натаниэль Готорн. Биография и творчество
- Новелла-сказка Готорна "Хохолок"
- Лекция 7 история и современность америки в диалогах культур Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
- Купер. Анализ романа "Последний из могикан"
- "Индейский" роман
- Проблема рабства. Гарриет Бичер-Стоу.
- Роман г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
- Ральф Эмерсон. "Доверие к себе" и "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба"
- Лекция 8 нехоженные области духа Эдгар Аллан По. Биография и творчество
- Эдгар По. Новелла "Лигейя"
- Герман Мелвилл. Биография и творчество
- Мелвилл. Роман "Моби Дик, или Белый кит"
- Лирика Эмили Дикинсон
- "Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
- Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
- Американская литература конца 19 века
- Развитие школы "местного колорита".
- Американский характер и "американская мечта" Марк Твен. Биография. Анализ творчества
- Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
- Марк Твен. Анализ романа "Приключения Гекльберри Финна"
- Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
- Драйзер. Роман "Сестра Керри"
- Афроамериканская литература. Дюбуа "Души черных людей"
- Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
- Сша после Второй мировой войны
- Контркультура 50-х. Марши протеста
- Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
- Сша в начале 21 века
- Лекция 11 Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм Шервуд Андерсон и новелла нового типа ("Шарики из бумаги")
- "Потерянное поколение" в литературе
- Хемингуэй. Биография и творчество
- Фолкнер. Биография и творчество
- Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта
- Лекция 12 Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике Социальный роман. Хемингуэй "По ком звонит колокол"
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- "Бит-поколение" ("битники")
- Дж.Д. Сэлинджер (роман "Над пропастью во ржи")
- Фантастика Рея Брэдбери
- Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
- Владимир Набоков. Роман "Лолита"
- Лекция 13 Постмодернизм в литературе. Отличительные черты постмодернизма в сша
- Кен Кизи. Роман "Над кукушкиным гнездом"
- Литература факта
- Лекция 14 Новый Свет рубежа XX-XXI веков Литература коренных американцев. Писатели-индейцы.
- Афроамериканская литература. Тони Моррисон, Элис Уокер
- Азиатско-американская литература. Эми Тан ("Клуб веселой удачи"), Дж. Барт
- "Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки