logo
Учебник по американской литературе

"Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.

Как известно, реализм в Европе начал оформляться уже в 1830-е годы, а со второй половины XIX века обозначился натурализм. В США же на это время пришлись, соответственно, интенсивное развитие и расцвет романтического искусства. Предпосылки для возникновения реалистической эстетики в американской литературе сложились лишь в 1860-е в связи с Гражданской войной между Севером и Югом. Война разрушила два устоявшихся социальных порядка: не только пресловутый рабовладельческий уклад Юга, но и старую демократию Севера. На смену им пришло современное, империалистическое, индустриальное общество.

Гражданская война — величайший кризис в жизни нации, радикальный перелом в ее истории — резко изменила и направила развитие американской словесности в новое русло. Военный опыт требовал воплощения. Но описывать эту войну, такую грубую, кровавую и грязную, описывать начавшуюся за ней полную неразбериху Реконструкции в романтическом ключе было возможно лишь в лирической поэзии с ее высокой степенью абстрагирования, но не в прозе.

Здесь требовались иные методы, которыми давно уже владела литература европейская, но не американская. Прямое подражание европейцам исключалось: слишком велики были своеобычность и разнообразие национального материала. На первых порах, впрочем, не возбранялась некоторая опора на заокеанский опыт, особенно на Диккенса и других английских реалистов и натуралистов.

Примечательно, что тонкая струйка реализма, сумевшая пробиться через пелену общего оцепенения, обозначилась в литературе США еще в годы войны. Так, Ребекка Блейн Хардинг Дэвис, которая сознательно искала вдохновение в "этой обыденной, этой вульгарной американской жизни", выпустила роман "Жизнь на сталелитейных заводах" (1861) и роман о жизни в трущобах "Маргарет Хаус" (1862). В дальнейшем писательница осталась верна избранной проблематике.

Попытки художественного освоения американским реализмом военного опыта начались с конца 1860-х. Существенным подспорьем в решении этой задачи оказались более многочисленные, чем когда-либо, описания этой войны в мемуарах ее участников, хрониках и солдатских дневниках. Сам по себе язык этих свидетельств, простой, иногда даже просторечный, грубо выразительный, прокладывал дорогу новому методу в литературе США.

Первые шаги были сделаны во многом ощупью и также не без учета работ великих европейских предшественников, прежде всего, Теккерея и Стендаля. Это произведения о Гражданской войне Томаса Нельсона Пейджа, Альбиона Турже, Джорджа Вашингтона Кейбла. Первым же был роман Джона Уильяма Дефореста "Мисс Равенел уходит к северянам" (1867). Несмотря на сильные батальные сцены и неприукрашенное изображение военного быта, отчасти предвосхищавшее прозу Э. Хемингуэя, Дефорест, а тем более остальные военные романисты XIX века, казалось, оправдывали заявление У. Уитмена: "Настоящая война никогда не попадет в книги".

Военные рассказы Амброуза Бирса появились значительно позднее, а величайший, возможно, роман о человеке на этой войне — "Алый знак доблести" (1895) Стивена Крейна (1871—1900) — лишь на рубеже столетий, и написал его автор, родившийся через шесть лет после окончания сражений. Художественно впечатляющий взгляд на Гражданскую войну с Южной стороны был сделан лишь в XX веке Эллен Глазгоу и, в особенности, Уильямом Фолкнером.

В произведениях же первых военных романистов, как и во всей послевоенной реалистической прозе США, сказывается стремление к "залечиванию ран", признанному тогда важной задачей литературы: израненной нации было необходимо восстановить душевные силы, дабы с уверенностью двигаться дальше по пути индустриального прогресса.

Желанием поддержать дух соотечественников продиктованы как образ "великой, воссоединенной, торжествующей Республики" в финале "Мисс Равенел уходит к северянам" Дж.У. Дефореста, так и любовная идиллия на фоне вновь расцветающей после войны прекрасной южной природы, которая венчает произведения Дж.В. Кейбла. "Заставьте вашу героиню-южанку влюбиться в офицера армии Севера, и ваша книжка будет мигом напечатана", — иронизировал по этому поводу Т.Н. Пейдж, сам, впрочем, охотно пользовавшийся данным приемом.

Потребность литературы США в утверждении традиционного национального оптимизма теоретически сформулировал Уильям Динн Хоуэллс, крупнейший писатель и критик рубежа XIX—XX веков: "Наиболее оптимистический взгляд на вещи и есть наиболее американский". Заявление Хоуэллса, как и его собственное творчество, суммировало опыт реалистической послевоенной прозы и укрепило позиции ставшего характерным для литературы США рубежа столетий "нежного реализма" с его "улыбающейся" тенденцией, которая сглаживала противоречия национальной жизни.

Весьма продуктивной возможностью развития нового метода в американской словесности оказалось реалистическое переосмысление традиций романтического нативизма — "зеркальное" (в идеале) отражение природы и быта того или иного региона. У истоков данной линии американского реализма, которая получила затем широкое развитие в так называемой "литературе местного колорита" рубежа XIX—XX веков, критика помещает Г. Бичер-Стоу с ее "новоанглийскими" реалистическими романами ("Сватовство священника", 1859 и др.).

Между тем не менее пристальным и трезвым интересом к материальным приметам и духовным особенностям жизни Новой Англии были отмечены и два ранних романа Дж.У. Дефореста "Морской утес" (1859) и исторический роман "Времена ведьм" (1857), где религиозный фанатизм в Салеме конца XVII века получает рационалистическое объяснение.

По стопам Бичер-Стоу и Дефореста как реалистов-регионалистов следует Элизабет Дрю Барстоу-Стоддард ("Семья Моргенсонов", 1862; "Двое мужчин", 1865; "Здание храма", 1867); затем писатели Запада: Фрэнсис Брет Гарт с его "калифорнийскими рассказами" 1860—1870-х годов ("Счастье ревущего стана", 1870), Хоакин Миллер ("Жизнь среди модоков", 1873), Амброуз Бирс и другие; за ними прозаики-южане: Джордж Вашингтон Кейбл ("Старые креольские дни", 1879) и другие.

Важным средством разработки "местного" материала стали речевые особенности жителей того или иного региона: воспроизведенные многими авторами, они придавали их произведениям неповторимый локальный колорит. "Первооткрывателями" данного, очень плодотворного подхода были писатели-юмористы Старого Юга, еще в 1830—1840-е годы выступившие с сериями коротких рассказов-зарисовок южного быта: О.Б. Лонгстрит ("Картинки Джорджии", 1835), Т.Б. Торп ("Большой медведь из Арканзаса", 1841), У.Т. Томпсон ("Сватовство майора Джонса", 1843).

Этих авторов, новаторски развивавших романтическую нативистскую традицию, порой считают "провозвестниками реализма в США": простая грубая жизнь фермерского Юга сознательно изображалась ими непосредственно и даже подчеркнуто примитивно. (Примечательно, что все они были людьми образованными, а Огастес Лонгстрит в 1840—1850-е годы являлся ректором университета в городе Оксфорд, штат Миссисипи, где столетие спустя жил Уильям Фолкнер).

Их подход был блестяще использован послевоенными писателями-южанами Джорджем В. Гаррисом ("Анекдоты Сата Лавингуда", 1867), а позднее Джоэлем Чэндлером Гаррисом с его "сказками дядюшки Римуса", а также фельетонистами Артемусом Уордом, Джошем Биллингсом и Петролеумом В. Нэсби, писавшими в манере народного юмористического рассказа и ставшими предшественниками Марка Твена. Расцвет же "литературы местного колорита", как и американского реализма в целом приходится на рубеж XIX—XX веков.