logo
Учебник по американской литературе

Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина

В начале XVIII века, до того, как Просвещение властно заявило о себе в литературе, наиболее распространенными жанрами американской словесности оставались прозаические: рассказ путешественника и вошедший в моду в конце прошлого столетия рассказ пленника, автобиография, духовный дневник; появлявшиеся порой очерки были подражательными по форме и тематике. По мере развития общества все большее значение приобретали эпистолярный жанр, в особенности личное письмо, и публицистика — уже не только духовная (проповедь, теологический трактат), но и политическая (трактат, договор и т.д.). По-прежнему широко представленная в колониальной литературе, поэзия приобретала отчетливо светский характер и ориентировалась при этом на европейские классицистские образцы.

У жителей американских колоний постепенно выработался и стал высоко цениться литературный вкус, определявшийся, однако, вкусами и пристрастиями метрополии. Аддисон и Стил, Джон Драйден и Сэмюель Джонсон, Джонатан Свифт и в особенности Александр Поуп почитались в Новом Свете как непререкаемые авторитеты и были объектами подражания. Произведения этих английских литераторов стали школой стилистического мастерства и для крупнейшего писателя американского Просвещения Б. Франклина.

Достаточно быстро, однако, просветительская вера в неизбежность общественного прогресса, в возможность достижения индивидуального совершенства, в превосходство разума над прочими сферами человеческой личности произвела существенные изменения в литературе колониальной Америки. Основные направления этих изменений сводятся к стремлению писателей воздействовать непосредственно на широкую читающую публику, донести до нее определенные социальные и религиозные идеи, с чем связано явное преобладание в американской словесности эпохи Просвещения всевозможных популярных форм, включая газетную периодику.

В плане литературной эволюции Америки XVIII столетия особенно характерно творчество Бенджамина Франклина (1706—1790), самой выдающейся фигуры американского Просвещения, "первого философа и первого воистину великого писателя Нового Света", как отозвался о нем его английский современник философ Дэвид Юм. Франклин — едва ли не единственный из ранних американских литераторов, чьи произведения и ныне вызывают не только историко-культурный, но и самостоятельный художественный интерес. Творческое наследие Б. Франклина обширно (он писал с ранней юности и до самой смерти) и весьма разнообразно: оно охватывает практически все жанры светской литературы колониальной эпохи, периода Американской революции и молодой республики и при этом демонстрирует уверенное и легкое владение пером, оставшееся не превзойденным никем из его американских современников.

Франклин — автор многочисленных газетных очерков (ранняя серия "Сайленс Дугуд", 1722; высмеивающий суеверия "Ведовской процесс на Маунт Холли", 1730; разоблачающая двойную мораль "Речь мисс Полли Бейкер" и др.), знаменитого "Альманаха бедняка Ричарда" (1732—1758), памфлетов по актуальнейшим вопросам внешней и внутренней политики ("Как сделать большую империю маленькой", 1772; "Способ укрощения восставших", 1774; "Заметки о вежливости дикарей Северной Америки", 1783; пародирующая выступления сторонников рабства "Речь Сайди Мемета Ибрагама", 1790).

Он вел обширную переписку, дипломатическую и личную, и в совершенстве владел эпистолярным жанром, а также оставил замечательную автобиографию, самую известную и читаемую автобиографию в мире. Франклин охотно пародировал популярные жанры колониальной беллетристики: рассказ путешественника ("Путешественник: Гигантский прыжок кита", 1765) и рассказ пленника (бурлескный "Отчет о пленении Уильяма Генри в 1755, его пребывании среди индейцев племени Сенека в течение 6 лет и 7 месяцев, пока он не сбежал от них", 1766). Вместе с тем сам он отнюдь не избегал популярности и предпочитал, как явствует уже из перечня его сочинений, преподносить моральные уроки в юмористической форме, обреченной на читательский успех. Таково и его стихотворное размышление о нравственной природе человека — 20 строк текста и три строки заглавия, гласящего: "В защиту молодого человека, содержащегося в тюрьме и в оковах за совращение старухи 85-и лет <...>, у которой был один только глаз, и тот красный".

Простое перечисление всех сочинений Б. Франклина заняло бы далеко не одну страницу, особенно если учесть не только его литературные произведения, но и литературную критику и многочисленные философские и научные трактаты, проекты технических изобретений и политические проекты.

Подобная творческая продуктивность кажется поистине невероятной. А между тем Франклин никогда не замыкался в сочинительстве, а успешно сочетал его с бурной и разносторонней практической деятельностью, связанной с самыми разнообразными интересами и обязанностями: издательскими, научными, общественными, политическими, дипломатическими. Он был одновременно всем, "только не поэтом", — как заметил в следующем столетии Г. Мелвилл. Это заявление кажется парадоксальным (Франклин писал и стихи), но, по сути, оно верно: рациональный практический ум сына "века Разума" был "антипоэтичен" в глазах крупнейшего писателя романтической эпохи.

Среди технических изобретений и общественных нововведений Франклина — печь Франклина, громоотвод (Филипп Френо писал: "Он королей с престола свел / И стрелы молнии отвел"), первая публичная библиотека, устройство уличных тротуаров, их подметание и освещение, Американское философское общество, Университет Пенсильвании, городская больница и новый тип часов. Кипучая энергия, толкавшая Франклина браться за усовершенствование практически всех сфер человеческой жизни, в сочетании с его пытливым, эмпирическим и прагматическим складом ума, создавали характер, который со временем был признан типично американским. Ошеломляющая карьера Франклина, которой он был всецело обязан лишь самому себе, своим личным достоинствам, также имела отчетливо американское качество.