Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
Ответом изменившемуся духу времени была и специфическая молодежная контркультура десятилетия, в которой культ насилия смешивался с культом "эскейпизма" — ухода от политических и вообще от жизненных противоречий. В шестидесятые страна находилась во власти центробежных сил. Молодые люди с одинаковым недоверием относились и к национальному прошлому и к собственному будущему: они кочевали из города в город и принципиально не желали подчиняться принятым в обществе условностям. Многие из них — стихийные трансценденталисты, хиппи — видели во всех социальных институтах (от федерального законодательства до пособий по безработице) угрозу свободе личности.
В некоторых отношениях культура хиппи опиралась на культуру Гарлемского ренессанса, но более тесно она была связана с непосредственно предшествовавшими ей "битниками" 1950-х. Ее средством забвения был уже новый синтетический наркотик ЛСД, самозваным "верховным жрецом" которого стал Тимоти Лири. Фармацевтическое управление разослало письма в тысячи университетов и колледжей, предупреждая об опасности ЛСД. Он стал символом культуры хиппи.
Как и вся нация, хиппи в шестидесятые были в глубоком разладе с самими собой: они разрывались между возникшим вдруг в стране острым интересом к индейской Америке и электронной музыкой, между многими другими несовместимыми вещами. Они находились в ловушке: целиком завися от современного технологического общества (наркотики, музыка, хэппенинги), они это общество отрицали и стремились к полной свободе от него, достичь которой не могли в принципе. Один из хэппенингов они планировали провести в Великом Каньоне, для чего потребовалось разрешение племени, на чьей территории находился Каньон. Им было отказано: "Нет, — молвил вождь, — вы желаете добра, но вы глупы. Вы племя, чужое самим себе".
1970-е годы были отмечены громким внутриполитическим скандалом. Президентство Ричарда Никсона (1969—1975), опиравшегося на "великое молчаливое большинство", закончилось его преждевременной отставкой в связи с Уотергейтским делом. Следующие президенты США: Джимми Картер (1976—1980), Рональд Рейган (1980—1988), Джордж Буш (1988—1992), Билл Клинтон (1992—2000) и Джордж Буш-младший (2000— ) — в целом сумели остановить центробежные силы протеста и не допустить революции, предпочтя ей реформы.
Первоначальная оппозиция Рейгана Советскому Союзу как "империи зла" сменилась попытками диалога и подписанием соглашения об ограничении вооружения. В восьмидесятые годы главной задачей нации являлось восстановление душевных сил и поддержание политической стабильности. Этот курс обеспечивался "неоконсерваторами", затем "моральным большинством" и "Новыми правыми". Объективными причинами перехода США от эпохи хиппи к эпохе "рейганомики" были, во-первых, то, что окончание войны во Вьетнаме, отставка Никсона, постепенное увеличение внимания к нуждам этнических "меньшинств", правительственная и общественная поддержка их гражданских прав сгладили противоречия и не оставили весомых поводов для открытых и резких политических выступлений.
Во-вторых, "дети цветов" (хиппи) и бунтари шестидесятых повзрослели и устали протестовать. Многие из них стали лояльными и даже деятельными членами общества, как Элридж Кливер, бывший предводитель "Черных пантер", одной из экстремистских группировок "негритянской революции", активно поддерживавший затем Рейгана. В-третьих, сама интенсивность и катастрофичность событий 1960-х—начала 1970-х годов эмоционально обессилила нацию. Социальные и расовые потрясения, обнаружившие как лучшие, так и низменные стороны человеческой природы, Вьетнамская война, затронувшая (благодаря средствам массовой информации) каждого американца, явились слишком большим напряжением, которое не могло длиться бесконечно и в итоге исчерпало само себя.
И, наконец, четвертой из основных причин полного изменения настроений нации было все возраставшее погружение американцев в свои личные дела — карьеру, профессиональные и семейные интересы. "Я-десятилетие", как обозначили критики конец 70-х—80-е, тянулось значительно дольше положенного декаде срока. Оно лишь приобрело на время в восьмидесятые дополнительную оптимистическую окраску единения личности с другими "я", составляющими нацию.
- План лекций по американской литературе
- Лекция 1. Американская литература. Введение
- Предыстория американской литературы Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе.
- Лекция 2 колонизация Капитан Джон Смит. Начало американской литературы
- Колонизация "Общая история Виргинии и Новой Англии" капитана Дж. Смита
- Колонизация Американская литература 17 века.
- Колонизация Анна Брэдстрит. Пуританская поэзия.
- Колонизация Мери Роландсон. "Рассказ о плене и избавлении...".
- Неоткрытая америка Устная литература коренных американцев
- Лекция 3 Литература XVIII века Американское Просвещение и молодая республика
- Сша в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
- Американское просвещение и молодая республика Культура сша в 18 веке.
- Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина
- Биография Бенджамина Франклина
- "Автобиография" б. Франклина
- Основы демократии "Декларация независимости" т. Джефферсона.
- Основы демократии Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"
- Основы демократии Американский готический роман. Чарльз Брокден Браун
- Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
- Демократическое общество и "меньшинства" Раннее самовыражение коренных и черных американцев. Поэзия Филлис Уитли
- Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции
- Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
- Романтический нативизм и романтический гуманизм Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
- Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза
- Лекция 6 национальная история и история души народа Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
- Новелла Ирвинга "Рип Ван Винкль"
- Натаниэль Готорн. Биография и творчество
- Новелла-сказка Готорна "Хохолок"
- Лекция 7 история и современность америки в диалогах культур Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
- Купер. Анализ романа "Последний из могикан"
- "Индейский" роман
- Проблема рабства. Гарриет Бичер-Стоу.
- Роман г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
- Ральф Эмерсон. "Доверие к себе" и "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба"
- Лекция 8 нехоженные области духа Эдгар Аллан По. Биография и творчество
- Эдгар По. Новелла "Лигейя"
- Герман Мелвилл. Биография и творчество
- Мелвилл. Роман "Моби Дик, или Белый кит"
- Лирика Эмили Дикинсон
- "Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
- Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
- Американская литература конца 19 века
- Развитие школы "местного колорита".
- Американский характер и "американская мечта" Марк Твен. Биография. Анализ творчества
- Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
- Марк Твен. Анализ романа "Приключения Гекльберри Финна"
- Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
- Драйзер. Роман "Сестра Керри"
- Афроамериканская литература. Дюбуа "Души черных людей"
- Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
- Сша после Второй мировой войны
- Контркультура 50-х. Марши протеста
- Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
- Сша в начале 21 века
- Лекция 11 Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм Шервуд Андерсон и новелла нового типа ("Шарики из бумаги")
- "Потерянное поколение" в литературе
- Хемингуэй. Биография и творчество
- Фолкнер. Биография и творчество
- Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта
- Лекция 12 Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике Социальный роман. Хемингуэй "По ком звонит колокол"
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- "Бит-поколение" ("битники")
- Дж.Д. Сэлинджер (роман "Над пропастью во ржи")
- Фантастика Рея Брэдбери
- Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
- Владимир Набоков. Роман "Лолита"
- Лекция 13 Постмодернизм в литературе. Отличительные черты постмодернизма в сша
- Кен Кизи. Роман "Над кукушкиным гнездом"
- Литература факта
- Лекция 14 Новый Свет рубежа XX-XXI веков Литература коренных американцев. Писатели-индейцы.
- Афроамериканская литература. Тони Моррисон, Элис Уокер
- Азиатско-американская литература. Эми Тан ("Клуб веселой удачи"), Дж. Барт
- "Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки