"Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки
"Неофабулистская" линия литературы США развивается в творчестве самого "первооткрывателя" Дж. Барта ("Последнее плаванье Некто-морехода" (1991) и др.); в романе Джеффа Раймана "Жила-была" (1992), представляющем читателю новую версию знаменитой на рубеже XIX—XX столетий сказочной повести Л.Ф. Баума "Волшебник страны Оз"; в романе Джейн Смайли "Тысяча акров" (1992) — своеобразном "ремейке" трагедии Шекспира "Король Лир". Она развивается также в последнем пока романе маститого Джона Апдайка, одного из крупнейших американских литераторов второй половины XX века. "Гертруда и Клавдий" (2002) Дж. Апдайка — это воссозданная, частью на основе средневековых хроник, частью при помощи творческого воображения, предыстория шекспировского "Гамлета"; финал романа органично включает завязку шекспировской трагедии.
Весьма показательной была эволюция другой важной постмодернистской линии — "абсурдизма" или "мегапрозы", которая сыграла столь значительную роль в литературе США начала 1960-х. Некогда непосредственно вовлеченная в большую политику и историю, она к концу 70-х годов, в соответствии с духом нового времени ("Я-десятилетия"), становилась все более камерной. Авторы предпочитали оперировать уже "моделями" общества, такими, как семья, компания друзей, любовный треугольник или даже одна пара, одна личность, один эпизод из жизни человека (Р. Кувер и др.). В своем развитии "мегапроза" трансформировалась в "минимализм". Однако уменьшенные "модели" общества так же очевидно выявляли дезинтеграцию, бессмысленность и мелочную рутинность человеческого существования, как выявляли абсурд истории произведения "мегапрозаиков".
Эта видоизменившаяся постмодернистская линия вплотную подошла к очень проницаемой в последней четверти XX столетия границе реализма и соприкоснулась с так называемым "мелочным реализмом" — рассказами Реймонда Карвера (сборники "Так о чем мы рассуждаем, рассуждая о любви", 1974; "Собор", 1983), романами Джейн Энн Филлипс ("Механические сны", 1984) и других авторов. Кроме того, оба варианта этой линии постмодернизма — и поздний, "минималистский", и ранний, "мегалитературный" — ассимилируются "плюралистическим реализмом" конца 1980—1990-х годов.
В последние десятилетия века, с уходом из жизни (или из творчества) большинства писателей-реалистов старшего теперь поколения, с обращением к постмодернистскому эксперименту ряда реалистов поколения среднего (Дж. Апдайк, Дж.К. Оутс и другие), под сокрушительным воздействием общественных событий 60—70-х годов — с одной стороны, и мощной внутрилитературной "атаки" постмодернизма — с другой, реализм США "раскололся" на множество течений. Исследователи выделяют "критический" реализм, находящийся под заметным воздействием "мегапрозы"; "грязный" (или "мелочный") реализм, возникший под влиянием "минимализма"; а также "фото-", или "гиперреализм"; "иронический" реализм; "экспериментальный"; "фантастический"; "магический" реализм, сформировавшийся под воздействием латиноамериканской литературы и традиций коренных и афроамериканцев.
Очевидна относительность методологических разграничений между "плюралистическим реализмом" и постмодернизмом; границы здесь настолько размыты, что некоторые исследователи предпочитают не проводить их вовсе и оперируют терминами "пост-постмодернизм" или же "постиндустриальная литература".
Наиболее заметной чертой постиндустриальной литературы оказывается весьма характерное развитие важной традиции американской словесности XIX—XX веков, традиции Купера — Твена — Фитцджеральда — Хемингуэя — Сэлинджера, изображавших уход (или даже бегство) героя от неприемлемых для него социальных условий или обстоятельств его судьбы и поиск им личной свободы, которая понималась как счастье. Персонажи литературы конца XX столетия также пребывают в состоянии своего рода "бегства"; это "побег", или "уход" от всех форм ответственности в жизни. Счастья такое состояние не приносит, но герои к нему и не стремятся, в принципе отрицая его возможность.
Для протагонистов произведений Энн Битти, Реймонда Карвера, Джоан Дидион, Джейн Энн Филлипс и многих, многих других современных авторов любые чувства или воспоминание о чувствах, даже желание что-либо чувствовать — изжиты или изживаются как слишком травматичные. Критики полагают, что это цена, которую заплатило искусство за страшный ранящий опыт геноцида, Хиросимы и всего того напряжения, в котором человечество живет с начала атомно-нейтронной эры. Чувства и сама воля к жизни были настолько обострены и перегружены, что не выдержали и вылились в нечувствительность и безволие. Апатия, неспособность к сопротивлению, даже когда людям становится страшно за собственную жизнь, отмеченное американскими социологами как главное свойство общественной психологии конца XX столетия, в полной мере отразились в литературе постиндустриальной эпохи.
Вместе с тем в это время размывания всяческих культурных и внутрилитературных границ к концу 80-х окончательно стерлись и границы между художественной прозой и публицистикой, неоднократно атакованные национальной словесностью и практически освоенные в ходе последней из таких "кампаний" — расцвета литературы факта в 1960-е и развития ее крупнейшими из приверженцев в последующее десятилетие ("Песнь палача" (1979) Н. Мейлера). Данное явление, обозначенное как "новый реализм", хотя и базировалось на давней традиции, действительно оказалось новой и обнадежившей многих исследователей тенденцией развития литературы США.
Оно знаменовало собой некий поворот — как от тонкой самодостаточной литературной игры постмодернизма, так и от абсолютной апатии и отрешенности "постиндустриальной" прозы — к жизни, факту. Несмотря на несомненную преемственность, отличия "нового реализма" от литературы факта 60-х очевидны. Они заключаются, во-первых, в значительно большей свободе творческого воображения создателей и, во-вторых, в преимущественном выдвижении в центр авторского внимания уже не крупных социально-политических или общественных событий, а обстоятельств обыденной жизни, за которыми, однако, угадывается типажность коллизий, характеров, человеческих судеб.
Подобные произведения могут описывать, например, деловые будни большого города и частную жизнь одного из горожан ("Костры амбиций" (1987) Тома Вулфа; "Яркие огни, большой город" (1989) Джея Макинерни), давая, по выражению Тома Вулфа, "сочный срез действительности". Знамением изменившихся социальных отношений оказывается судьба преуспевающего молодого бизнесмена с Уолл-стрит, "властелина Вселенной" Шермана Маккоя ("Костры амбиций"), принесенного в жертву "политкорректности" и общественному мнению. Примечательно при этом, что униженный и как будто раздавленный, герой не опускает руки, а ведет упорную борьбу за свое человеческое достоинство и свою семью.
Такие произведения могут воссоздавать важный, чаще всего кризисный отрезок биографии автора, кого-либо из его родственников или знакомых. Таковы, в частности, роман У. Стайрона "Зримая тьма: Воспоминание о безумии" (1992), где повествуется о пережитой и побежденной самим писателем клинической депрессии, и роман Ф. Рота "Наследие: Непридуманная история" (1990), рассказывающий о мужественной борьбе со смертельной болезнью (опухолью головного мозга) восьмидесятишестилетнего отца автора Генри Рота. "Новый реализм" доказывает, что инертность и безволие — не всеобщий удел, что человек остается человеком в любую эпоху.
"Новый реализм" оказывается наиболее плодотворной тенденцией "белой" американской словесности 1990—начала 2000-х годов и, наряду с "чистой" публицистикой, завоевывает все больше сторонников среди писателей разных поколений. В целом же современная литература США, многообразная, разноголосая, открытая как собственным традициям и традициям мировой культуры, так и постоянно обновляющемуся жизненному опыту, предстает поистине великой литературой.
- План лекций по американской литературе
- Лекция 1. Американская литература. Введение
- Предыстория американской литературы Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе.
- Лекция 2 колонизация Капитан Джон Смит. Начало американской литературы
- Колонизация "Общая история Виргинии и Новой Англии" капитана Дж. Смита
- Колонизация Американская литература 17 века.
- Колонизация Анна Брэдстрит. Пуританская поэзия.
- Колонизация Мери Роландсон. "Рассказ о плене и избавлении...".
- Неоткрытая америка Устная литература коренных американцев
- Лекция 3 Литература XVIII века Американское Просвещение и молодая республика
- Сша в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
- Американское просвещение и молодая республика Культура сша в 18 веке.
- Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина
- Биография Бенджамина Франклина
- "Автобиография" б. Франклина
- Основы демократии "Декларация независимости" т. Джефферсона.
- Основы демократии Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"
- Основы демократии Американский готический роман. Чарльз Брокден Браун
- Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
- Демократическое общество и "меньшинства" Раннее самовыражение коренных и черных американцев. Поэзия Филлис Уитли
- Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции
- Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
- Романтический нативизм и романтический гуманизм Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
- Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза
- Лекция 6 национальная история и история души народа Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
- Новелла Ирвинга "Рип Ван Винкль"
- Натаниэль Готорн. Биография и творчество
- Новелла-сказка Готорна "Хохолок"
- Лекция 7 история и современность америки в диалогах культур Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
- Купер. Анализ романа "Последний из могикан"
- "Индейский" роман
- Проблема рабства. Гарриет Бичер-Стоу.
- Роман г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
- Ральф Эмерсон. "Доверие к себе" и "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба"
- Лекция 8 нехоженные области духа Эдгар Аллан По. Биография и творчество
- Эдгар По. Новелла "Лигейя"
- Герман Мелвилл. Биография и творчество
- Мелвилл. Роман "Моби Дик, или Белый кит"
- Лирика Эмили Дикинсон
- "Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
- Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
- Американская литература конца 19 века
- Развитие школы "местного колорита".
- Американский характер и "американская мечта" Марк Твен. Биография. Анализ творчества
- Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
- Марк Твен. Анализ романа "Приключения Гекльберри Финна"
- Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
- Драйзер. Роман "Сестра Керри"
- Афроамериканская литература. Дюбуа "Души черных людей"
- Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
- Сша после Второй мировой войны
- Контркультура 50-х. Марши протеста
- Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
- Сша в начале 21 века
- Лекция 11 Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм Шервуд Андерсон и новелла нового типа ("Шарики из бумаги")
- "Потерянное поколение" в литературе
- Хемингуэй. Биография и творчество
- Фолкнер. Биография и творчество
- Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта
- Лекция 12 Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике Социальный роман. Хемингуэй "По ком звонит колокол"
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- "Бит-поколение" ("битники")
- Дж.Д. Сэлинджер (роман "Над пропастью во ржи")
- Фантастика Рея Брэдбери
- Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
- Владимир Набоков. Роман "Лолита"
- Лекция 13 Постмодернизм в литературе. Отличительные черты постмодернизма в сша
- Кен Кизи. Роман "Над кукушкиным гнездом"
- Литература факта
- Лекция 14 Новый Свет рубежа XX-XXI веков Литература коренных американцев. Писатели-индейцы.
- Афроамериканская литература. Тони Моррисон, Элис Уокер
- Азиатско-американская литература. Эми Тан ("Клуб веселой удачи"), Дж. Барт
- "Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки