Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
На изломе XVIII столетия понятие национального своеобразия ассоциировалось у прозаиков и поэтов, таких, как Филипп Френо (1752—1832), с пространными описаниями мощной природы страны и обращением к колоритным фактам американской действительности, в особенности к жизни индейских племен. В этом отношении характерно снабженное авторским пояснением непонятных индейских обычаев стихотворение Ф. Френо "Индейское кладбище":
Исконный сын природы сей,
Индеец, наш покинув мир,
Посажен вновь в кругу друзей,
Как будто с ними делит пир.
.......................................
Ты, путник, мимо проходя,
Их мертвым не чини обид.
На эту землю поглядя,
Скажи: пусть с миром он сидит.
.......................................
И будет памятью храним
Тот вождь в раскраске боевой,
Его разящее копье.
И Разум склонится пред ним.
Стихотворение (приведенное здесь в сокращении) примечательно гуманистическим пафосом, а также невольным, очевидно, дистанцированием автора: это взгляд даже не американца, а просвещенного европейца конца XVIII столетия. В других же произведениях Ф. Френо ("Студент-индеец, или Зов природы", "Меланхолический индеец") американские аборигены, по едкому замечанию современного нам критика, "более напоминают французских философов".
Несмотря на всевозможные ошибки, заблуждения, инерцию традиций европейской культуры, порыв писателей молодой республики к литературной автономии был впечатляющим: он проложил дорогу углубленному художественному освоению Америки в литературе XIX века. В этой связи интересно посмотреть, внесли ли сами коренные американцы, а также не менее специфичная для национальной жизни группа населения — американцы с черным цветом кожи, какой-либо вклад в развитие самобытной литературы их страны, есть ли свидетельства из первых рук о том, как и чем жили они в независимом демократическом государстве.
Не будем касаться здесь политических договоров и высокоразвитого ораторского искусства индейцев, так восхищавшего прогрессивных белых соотечественников (Б. Франклина и др.), поскольку это ответвление традиции "устной литературы" исконных обитателей материка. Обратимся к письменному англоязычному творчеству коренных американцев, которое начинает оформляться к концу XVIII века стараниями крещеных индейцев. Первый автор-коренной американец — Самсон Окком, написавший в 1772 году церковную проповедь. И далее — как в борющихся за независимость колониях, так и в молодой республике — вплоть до 30-х годов следующего столетия цивилизованные индейцы продолжали осваивать жанры колониальной американской словесности: составлять религиозные трактаты и проповеди, письма и в особенности автобиографии, изображающие процесс обращения автора в христианство. Этническое самовыражение, очевидно, не входило в задачи индейских писателей, делающих первые шаги на чужой территории "белой прозы": их произведения доносят лишь крупицы этнического своеобразия и представляют собой скорее обрыв подлинно индейской литературной традиции.
- План лекций по американской литературе
- Лекция 1. Американская литература. Введение
- Предыстория американской литературы Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе.
- Лекция 2 колонизация Капитан Джон Смит. Начало американской литературы
- Колонизация "Общая история Виргинии и Новой Англии" капитана Дж. Смита
- Колонизация Американская литература 17 века.
- Колонизация Анна Брэдстрит. Пуританская поэзия.
- Колонизация Мери Роландсон. "Рассказ о плене и избавлении...".
- Неоткрытая америка Устная литература коренных американцев
- Лекция 3 Литература XVIII века Американское Просвещение и молодая республика
- Сша в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
- Американское просвещение и молодая республика Культура сша в 18 веке.
- Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина
- Биография Бенджамина Франклина
- "Автобиография" б. Франклина
- Основы демократии "Декларация независимости" т. Джефферсона.
- Основы демократии Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"
- Основы демократии Американский готический роман. Чарльз Брокден Браун
- Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
- Демократическое общество и "меньшинства" Раннее самовыражение коренных и черных американцев. Поэзия Филлис Уитли
- Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции
- Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
- Романтический нативизм и романтический гуманизм Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
- Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза
- Лекция 6 национальная история и история души народа Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
- Новелла Ирвинга "Рип Ван Винкль"
- Натаниэль Готорн. Биография и творчество
- Новелла-сказка Готорна "Хохолок"
- Лекция 7 история и современность америки в диалогах культур Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
- Купер. Анализ романа "Последний из могикан"
- "Индейский" роман
- Проблема рабства. Гарриет Бичер-Стоу.
- Роман г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
- Ральф Эмерсон. "Доверие к себе" и "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба"
- Лекция 8 нехоженные области духа Эдгар Аллан По. Биография и творчество
- Эдгар По. Новелла "Лигейя"
- Герман Мелвилл. Биография и творчество
- Мелвилл. Роман "Моби Дик, или Белый кит"
- Лирика Эмили Дикинсон
- "Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
- Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
- Американская литература конца 19 века
- Развитие школы "местного колорита".
- Американский характер и "американская мечта" Марк Твен. Биография. Анализ творчества
- Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
- Марк Твен. Анализ романа "Приключения Гекльберри Финна"
- Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
- Драйзер. Роман "Сестра Керри"
- Афроамериканская литература. Дюбуа "Души черных людей"
- Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
- Сша после Второй мировой войны
- Контркультура 50-х. Марши протеста
- Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
- Сша в начале 21 века
- Лекция 11 Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм Шервуд Андерсон и новелла нового типа ("Шарики из бумаги")
- "Потерянное поколение" в литературе
- Хемингуэй. Биография и творчество
- Фолкнер. Биография и творчество
- Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта
- Лекция 12 Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике Социальный роман. Хемингуэй "По ком звонит колокол"
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- "Бит-поколение" ("битники")
- Дж.Д. Сэлинджер (роман "Над пропастью во ржи")
- Фантастика Рея Брэдбери
- Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
- Владимир Набоков. Роман "Лолита"
- Лекция 13 Постмодернизм в литературе. Отличительные черты постмодернизма в сша
- Кен Кизи. Роман "Над кукушкиным гнездом"
- Литература факта
- Лекция 14 Новый Свет рубежа XX-XXI веков Литература коренных американцев. Писатели-индейцы.
- Афроамериканская литература. Тони Моррисон, Элис Уокер
- Азиатско-американская литература. Эми Тан ("Клуб веселой удачи"), Дж. Барт
- "Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки