Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
Двадцатые были временем резких контрастов во всем — в том числе и в сменивших один другой образах президентского правления: от коррумпированной администрации Уоррена Хардинга (1920—1923) к аскетизму Кэлвина Кулиджа (1923—1929), служившему цели создания "государства бизнесменов". Это была эра материализма, торжествовавшего практически во всех сферах национальной жизни. Кинематограф, бокс, бейсбол стали большим бизнесом и породили своих кумиров, таких как Рудольфо Валентино и Грета Гарбо, Джек Демпси и Бейб Рут.
Почти столь же популярным в Америке 1920-х оказалось имя Зигмунда Фрейда, австрийского психоаналитика рубежа XIX—XX веков, занимавшего умы европейских интеллектуалов. Фрейд объяснил людям, что истинная сущность личности кроется в ее подсознательной сфере, которая базируется на трех инстинктах: eros (инстинкт жизни), tanatos (инстинкт смерти) и libido (половой инстинкт). Он объяснил, что детские переживания человека откладываются в подсознании в виде "комплексов": Эдипова (подсознательная неприязнь сына к отцу), противоположного ему "комплекса Электры", и других, — которые человек не может ни изжить, ни объяснить, и потому обречен на мучительную борьбу с самим собой.
В двадцатые Фрейд был на устах у всех мало-мальски образованных американцев, даже тех, кто никогда не читал его трудов. Он был моден в Европе, и его теория эффектно оправдывала человеческие влечения. В американском материалистическом развороте она породила скептицизм, даже цинизм.
Это время, которое, с легкой руки Ф. Скотта Фитцджеральда, получило название "джазового века", было временем, не только пренебрежительно-легкомысленного отношения к жизни, но и временем расцвета искусств. Центральным и интригующим своей новизной культурным явлением 1920-х стал так называемый Гарлемский ренессанс — внезапный послевоенный расцвет "черного" искусства США, который, собственно, и делает десятилетие "веком джаза".
Начавшийся как литературное движение, Гарлемский ренессанс вовлек всю артистическую богему столицы черной Америки — художников, музыкантов, певцов — и как бы "открыл границы" негритянского гетто. Новое черное искусство вошло в жизнь всей страны; Гарлем на время превратился в ее интеллектуальный и культурный центр. Гарлемский ренессанс — это Дюк Эллингтон, первый джазмен 1920-х, "черная легенда" американского джаза, это профессиональный исполнитель степа Билл Робинсон, это певица Бесси Смит, исполнительница блюзов, сладкая шоколадная мечта белых мальчиков, не поспевших в окопы и жаждавших необычных ощущений, это блистательная актриса Этель Уотерс и многие другие.
Афроамериканские джаз-бэнды играли в модных ресторанах крупных американских городов, в салонах пароходов, увозивших в Европу писателей и художников-экспатриантов, в парижских клубах и кафе. К 1925 афроамериканские исполнители джаза объехали едва ли не все европейские столицы — от Лондона и Парижа до Берлина и Москвы. Гарлемский ренессанс был проникнут оптимистическим в целом духом великих перемен и больших надежд.
Новый век создал мощных конкурентов книге в виде радио, кино, большого спорта. Вместе с тем его технология, его расширяющаяся сеть коммуникаций и растущая индустрия рекламы способствовали созданию новых журналов и новых издательств. Издатели охотились за авторами, журналы соревновались за право напечатать их рассказы; литераторы стали больше зарабатывать, и их аудитория существенно расширилась. С наступлением в 1927 эры звукового кино Голливуд неслыханно щедрыми контрактами начал привлекать многих известных писателей, таких как Фитцджеральд, Фолкнер, Дэшиел Хэммет, Натаниэль Уэст. Большинство литераторов, однако, чувствовало себя скорее обескураженными при виде беззастенчивой погони нации за деньгами.
Кризис, "Великий крах", как называли его американцы, наступил с внезапностью, стремительностью и неотвратимостью обвала лавины или падения в бездну. Еще в декабре 1928 года в последнем обращении к Конгрессу президент Кулидж заверил нацию, что ее "перспективы никогда не были столь обнадеживающими". В октябре 1929, меньше, чем через год после речи Кулиджа, лопнула центральная биржа на Уолл-стрит. Один за другим стали закрываться банки, безработица достигла цифры в 12,5 миллиона человек, появились длинные, унылые и озлобленные очереди за хлебом, кухни с бесплатным супом, по всей стране, как грибы, выросли "гувервили" — целые городки бараков, дешевого жилья.
С особой силой кризис ударил по цветным, главным образом, чернокожим американцам. Белые обыватели, даже "братья по классу" — рабочие, державшиеся в условиях падения жизненного уровня и безработицы за свой кусок хлеба, отыгрывались на афроамериканцах за годы их культурного доминирования. Чтобы выстоять, афроамериканцам пришлось вспомнить, что они черные в "белой" стране и бывшие рабы, и объединиться против белых хозяев жизни.
Если в 20-е годы властителем дум был З. Фрейд с его концепцией личности, то теперь им стал Карл Маркс с его критикой капитализма. Идеи Маркса в популярной интерпретации отечественных "марксистов" (Джозефа Фримена, Майкла Голда и др.) получили в Америке весьма широкое распространение и сочувствие. "Красная декада", "гневное десятилетие", — так определялись 1930-е годы в американской культуре.
Приход к власти в Германии Гитлера (1933), угроза новой войны, которая тенью нависла над всей Европой, жестокие преследования нацистами евреев — все эти взаимосвязанные события заставили сотни писателей, художников, музыкантов, ученых и философов (как евреев, так и не евреев) искать убежища в США. Томас Манн, Владимир Набоков, Исаак Башевис Зингер, Альберт Эйнштейн и другие — вот иммигранты этой волны.
Однако, несмотря на осложнившуюся обстановку в мире, Америка оставалась слишком озабоченной своими внутренними проблемами, чтобы отказаться от политики нейтралитета. "Сначала — Америка" — название одной из изоляционистских организаций — являлось лозунгом многих американцев. Впоследствии, впрочем, выяснилось, что полное экономическое восстановление смогло осуществиться лишь после присоединения Америки к странам-участницам Второй мировой — действия, которое ускорило ее подъем в качестве мировой державы и вновь кардинально изменило жизнь нации, ее культуру и литературу.
Вплоть до середины XX века литература Новой Англии считалась "американской", литература Среднего Запада, Юга и Запада — "региональной", а творчество писателей еврейского происхождения и афроамериканцев — литературой "меньшинств".
- План лекций по американской литературе
- Лекция 1. Американская литература. Введение
- Предыстория американской литературы Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе.
- Лекция 2 колонизация Капитан Джон Смит. Начало американской литературы
- Колонизация "Общая история Виргинии и Новой Англии" капитана Дж. Смита
- Колонизация Американская литература 17 века.
- Колонизация Анна Брэдстрит. Пуританская поэзия.
- Колонизация Мери Роландсон. "Рассказ о плене и избавлении...".
- Неоткрытая америка Устная литература коренных американцев
- Лекция 3 Литература XVIII века Американское Просвещение и молодая республика
- Сша в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
- Американское просвещение и молодая республика Культура сша в 18 веке.
- Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина
- Биография Бенджамина Франклина
- "Автобиография" б. Франклина
- Основы демократии "Декларация независимости" т. Джефферсона.
- Основы демократии Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"
- Основы демократии Американский готический роман. Чарльз Брокден Браун
- Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
- Демократическое общество и "меньшинства" Раннее самовыражение коренных и черных американцев. Поэзия Филлис Уитли
- Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции
- Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
- Романтический нативизм и романтический гуманизм Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
- Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза
- Лекция 6 национальная история и история души народа Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
- Новелла Ирвинга "Рип Ван Винкль"
- Натаниэль Готорн. Биография и творчество
- Новелла-сказка Готорна "Хохолок"
- Лекция 7 история и современность америки в диалогах культур Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
- Купер. Анализ романа "Последний из могикан"
- "Индейский" роман
- Проблема рабства. Гарриет Бичер-Стоу.
- Роман г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
- Ральф Эмерсон. "Доверие к себе" и "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба"
- Лекция 8 нехоженные области духа Эдгар Аллан По. Биография и творчество
- Эдгар По. Новелла "Лигейя"
- Герман Мелвилл. Биография и творчество
- Мелвилл. Роман "Моби Дик, или Белый кит"
- Лирика Эмили Дикинсон
- "Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
- Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
- Американская литература конца 19 века
- Развитие школы "местного колорита".
- Американский характер и "американская мечта" Марк Твен. Биография. Анализ творчества
- Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
- Марк Твен. Анализ романа "Приключения Гекльберри Финна"
- Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
- Драйзер. Роман "Сестра Керри"
- Афроамериканская литература. Дюбуа "Души черных людей"
- Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
- Сша после Второй мировой войны
- Контркультура 50-х. Марши протеста
- Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
- Сша в начале 21 века
- Лекция 11 Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм Шервуд Андерсон и новелла нового типа ("Шарики из бумаги")
- "Потерянное поколение" в литературе
- Хемингуэй. Биография и творчество
- Фолкнер. Биография и творчество
- Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта
- Лекция 12 Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике Социальный роман. Хемингуэй "По ком звонит колокол"
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- "Бит-поколение" ("битники")
- Дж.Д. Сэлинджер (роман "Над пропастью во ржи")
- Фантастика Рея Брэдбери
- Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
- Владимир Набоков. Роман "Лолита"
- Лекция 13 Постмодернизм в литературе. Отличительные черты постмодернизма в сша
- Кен Кизи. Роман "Над кукушкиным гнездом"
- Литература факта
- Лекция 14 Новый Свет рубежа XX-XXI веков Литература коренных американцев. Писатели-индейцы.
- Афроамериканская литература. Тони Моррисон, Элис Уокер
- Азиатско-американская литература. Эми Тан ("Клуб веселой удачи"), Дж. Барт
- "Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки