Развитие школы "местного колорита".
Теперь же на смену искусству застывших образцовых форм явилась живая, многоголосая, разношерстная литература огромной страны, создаваемая новым поколением писателей, которые происходили из различных областей и различных социальных кругов. Новую Англию, не духовную элиту и академическую среду университетских городов, но быт простых людей — сельских врачей, фермеров и лесорубов, населяющих маленькие городки и приморские деревушки, изображали последовательницы Г. Бичер-Стоу Сара Орн Джуитт ("Сельский врач", 1884; сборник рассказов "Страна островерхих елей", 1896) и Мери Уилкинс Фримен ("Скромный роман", 1887; "Новоанглийская монахиня", 1891). Отсутствием сентиментальности и поразительным художественным мастерством они выгодно отличались от толпы тогдашних дам-романисток.
Уникальный новеллистический портрет города Нью-Йорка на заре новой эры, многоликого, притягательного и загадочного метрополиса с его четырьмя миллионами "маленьких американцев" оставил О. Генри (сборники "Четыре миллиона", 1906; "Горящий светильник", 1907; "Голос города", 1908). Изысканность креольского Юга запечатлели Джордж Вашингтон Кейбл (сборник "Старые креольские дни", 1879; "Джон Марч, южанин", 1894) и Кейт Шопен, жизнь простых черных и белых южан — Джоэл Чэндлер Гаррис (сборники "Свободный Джо и другие зарисовки из жизни Джорджии", 1887; "Дядюшка Римус и его друзья", 1892), добившийся точной передачи диалекта, а в сказках "дядюшки Римуса" — и самого духа негритянского фольклора.
Жизнь бывших фронтирсменов, осевших в городах центральных штатов, воссоздали Эдвард Эгглстон ("Школьник из Индианы", 1882) и Эдгар Уотсон Хоу ("История провинциального городка", 1883). Более всего, однако, повезло в литературе "местного колорита" Дикому Западу: его своеобразный терпкий аромат и суровую романтику пытались воссоздать — каждый по-своему — очень многие прозаики и поэты, начиная с Ф. Брета Гарта и Хоакина Миллера ("Песни Сьерры", 1871) и заканчивая О. Генри ("Сердце Запада", 1907) и гениальной Уиллой Каттер ("О, пионеры!", 1913), чье творчество по значению выходит далеко за рамки "областничества".
Идея "местного колорита" имела прочную базу в национальной литературной традиции: она опиралась на "рассказ путешественника", распространенный в колониальной словесности, и открытия романтического "нативизма". В свою очередь, искусство "местного колорита" заложило основы регионализма литературы США XX века. Так, У. Фолкнер, например, всю жизнь писал, по его выражению, "о куске земли, величиной с почтовую марку" и считал, что он "заслуживает того, чтобы о нем писать".
Идея "местного колорита" предоставляла авторам новые возможности. Во-первых, расширялась "география" американской литературы; во-вторых, описание отдельных сегментов национальной действительности давало, в сумме, более-менее полную картину такой разнообразной Америки рубежа XIX—XX веков; в-третьих, она позволяла освоить незатронутые прежде литературой аспекты социальной жизни: опыт иммиграции, проблему "цветного" населения, положение женщины в современном обществе, — что прокладывало дорогу социально-критической струе американского реализма, а также натурализму. И, наконец, именно "школы местного колорита" помогли выработать новый, адекватный духу времени, язык американской словесности, обогатив ее диалектными и профессиональными формами, расширив ее словарь.
Вместе с тем реализм, разбежавшийся на мелкие ручейки "школ местного колорита", утрачивал широту восприятия, масштабность, обретенные романтическим гуманизмом. Этого не могли не замечать некоторые художники. Амброуз Бирс (1842—1914), талантливый журналист и автор честной и страшной книги о Гражданской войне "Рассказы о военных и штатских" (1890), в своем знаменитом "Словаре Сатаны" писал: "Реализм — это искусство изображения природы с точки зрения жабы, очарование, отличающее пейзаж, написанный кротом и история, изложенная дождевым червем".
У.Д. Хоуэллс (1837—1920), литератор и крупнейший тогда, признанный теоретик реалистического искусства, наметил перспективный путь развития американской словесности: не отказываясь от локального, объединить его с национальным, а национальное — с универсальным. Сам он пытался в своем творчестве рассмотреть темные и потаенные закоулки человеческого сознания, которые были излюбленной областью исследования для великих американских романтиков предвоенной эпохи. Шарлота Перкинс Гиллман и Кейт Шопен также признавали, что на человека действуют неукротимые силы, скрытые под гладкой и невозмутимой поверхностью социальных приличий.
Однако успешно и до конца проследовать по обозначенному Хоуэллсом пути удалось лишь двоим из тогдашних американских писателей-реалистов — Марку Твену и Генри Джеймсу, хотя их подходы были едва ли не противоположными: Джеймс обращал свой взгляд к Европе и высокому искусству, тогда как Твен представлял американский Запад и огромные массы людей, не затронутых культурой.
Постепенно, приблизительно к середине 1880-х годов литература США стала приобретать новое качество, и в начале 1890-х в нее вторглись молодые натуралисты Фрэнк Норрис и Стивен Крейн. Они изображали человека жертвой обстоятельств или природных законов — не тем свободным, подвластным лишь воле Творца созданием, которое воспевали романтики, связывавшие несчастья личности с отклонением от божественных законов мироздания и извращением природы. Чуть позднее появилась литература социального протеста и зазвучали голоса этнических меньшинств. В конце же 1870-х—начале 1880-х в американской литературе было только две действительно крупных фигуры — Марк Твен и Генри Джеймс (1843—1916).
Основоположник психологического направления в реалистической прозе США, писатель, неустанно экспериментировавший с прозаическими формами и стилями, Джеймс настолько отточил свою повествовательную технику, что она стала школой мастерства для нескольких поколений молодых авторов. Сын видного теолога и философа Генри Джеймса-старшего, литературный "ученик" Готорна, экспатриант, всю вторую половину жизни проживший в Европе, он был погружен в морально-психологическую проблематику. Он исследовал взаимоотношения между Старым и Новым Светом, американской "невинностью" и европейской "искушенностью" ("Американец", 1877; "Европейцы", 1878; "Вашингтонская площадь", 1880; "Женский портрет", 1881; "Бостонцы", 1886).
- План лекций по американской литературе
- Лекция 1. Американская литература. Введение
- Предыстория американской литературы Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе.
- Лекция 2 колонизация Капитан Джон Смит. Начало американской литературы
- Колонизация "Общая история Виргинии и Новой Англии" капитана Дж. Смита
- Колонизация Американская литература 17 века.
- Колонизация Анна Брэдстрит. Пуританская поэзия.
- Колонизация Мери Роландсон. "Рассказ о плене и избавлении...".
- Неоткрытая америка Устная литература коренных американцев
- Лекция 3 Литература XVIII века Американское Просвещение и молодая республика
- Сша в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
- Американское просвещение и молодая республика Культура сша в 18 веке.
- Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина
- Биография Бенджамина Франклина
- "Автобиография" б. Франклина
- Основы демократии "Декларация независимости" т. Джефферсона.
- Основы демократии Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"
- Основы демократии Американский готический роман. Чарльз Брокден Браун
- Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
- Демократическое общество и "меньшинства" Раннее самовыражение коренных и черных американцев. Поэзия Филлис Уитли
- Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции
- Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
- Романтический нативизм и романтический гуманизм Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
- Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза
- Лекция 6 национальная история и история души народа Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
- Новелла Ирвинга "Рип Ван Винкль"
- Натаниэль Готорн. Биография и творчество
- Новелла-сказка Готорна "Хохолок"
- Лекция 7 история и современность америки в диалогах культур Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
- Купер. Анализ романа "Последний из могикан"
- "Индейский" роман
- Проблема рабства. Гарриет Бичер-Стоу.
- Роман г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
- Ральф Эмерсон. "Доверие к себе" и "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба"
- Лекция 8 нехоженные области духа Эдгар Аллан По. Биография и творчество
- Эдгар По. Новелла "Лигейя"
- Герман Мелвилл. Биография и творчество
- Мелвилл. Роман "Моби Дик, или Белый кит"
- Лирика Эмили Дикинсон
- "Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
- Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
- Американская литература конца 19 века
- Развитие школы "местного колорита".
- Американский характер и "американская мечта" Марк Твен. Биография. Анализ творчества
- Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
- Марк Твен. Анализ романа "Приключения Гекльберри Финна"
- Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
- Драйзер. Роман "Сестра Керри"
- Афроамериканская литература. Дюбуа "Души черных людей"
- Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
- Сша после Второй мировой войны
- Контркультура 50-х. Марши протеста
- Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
- Сша в начале 21 века
- Лекция 11 Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм Шервуд Андерсон и новелла нового типа ("Шарики из бумаги")
- "Потерянное поколение" в литературе
- Хемингуэй. Биография и творчество
- Фолкнер. Биография и творчество
- Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта
- Лекция 12 Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике Социальный роман. Хемингуэй "По ком звонит колокол"
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- "Бит-поколение" ("битники")
- Дж.Д. Сэлинджер (роман "Над пропастью во ржи")
- Фантастика Рея Брэдбери
- Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
- Владимир Набоков. Роман "Лолита"
- Лекция 13 Постмодернизм в литературе. Отличительные черты постмодернизма в сша
- Кен Кизи. Роман "Над кукушкиным гнездом"
- Литература факта
- Лекция 14 Новый Свет рубежа XX-XXI веков Литература коренных американцев. Писатели-индейцы.
- Афроамериканская литература. Тони Моррисон, Элис Уокер
- Азиатско-американская литература. Эми Тан ("Клуб веселой удачи"), Дж. Барт
- "Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки