Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
Первым в США заметным писателем-реалистом XIX века, ставившим перед собой и перед американской литературой не "областнические", а, так сказать, общенациональные задачи, был Джон Уильям Дефорест (1826—1906).
Сын состоятельного фабриканта из новоанглийского штата Коннектикут, он предпочел университетскому образованию путешествия по Ближнему Востоку и Европе, где он в течение нескольких лет изучал языки и знакомился с искусством и литературой Англии, Франции, Германии, Италии. Первое сочинение Дефореста — историко-этнографическое исследование жизни индейцев штата Коннектикут появилось в 1851 году. Пять лет спустя, женившись, он обратился к художественному творчеству и создал две книги путевых очерков ("Знакомство с Востоком", 1856; "Знакомство с Европой", 1858) и два реалистических романа на историческом и современном новоанглийском материале: "Времена ведьм" (1857) и "Морской утес, или Тайна Вестервельтов" (1859).
Гражданская война застала Дефореста на Юге, где он с семьей ежегодно проводил лето. Успев с последним пароходом вернуться на Север, писатель добровольцем ушел на фронт и три года сражался в армии Союза в чине пехотного капитана. Его длинные письма домой представляют собой одну из ярчайших картин армейской жизни, какой располагает американская литература: автор скомпоновал из них целую серию увлекательных очерков, семь из которых ("Первый раз под огнем" и др.) были опубликованы во время войны. Целиком книга увидела свет лишь после Второй мировой, под авторским названием "Приключения волонтера: Записки капитана Северной армии о Гражданской войне" (1946).
В период Реконструкции Дефорест занимал военно-административный пост агента бюро по делам освобожденных невольников. Ставшая художественным итогом этого опыта книга талантливых очерков "Северный офицер в годы Реконструкции" (1948) также частично печаталась в журналах тех лет, но в полном составе вышла только десятилетия спустя, в середине XX века.
Центральное произведение Дж.У. Дефореста — роман, известный в русском переводе как "Мисс Равенел уходит к северянам" (1867). Он создавался по горячим следам войны и был закончен уже к концу 1865 года. Главной заслугой автора явилось правдивое изображение Гражданской войны. "Мисс Равенел..." — это не рыцарский роман о турнире голубых и серых шинелей (цвета формы, соответственно, северной и южной армий), а история изнурительной борьбы со слякотью, грязью, болезнями, глупостью, бюрократией, взяточничеством. С совершеннейшей откровенностью переданы здесь ужас полевых госпиталей, страх и паника, та мучительная тревога, с которой даже храбрейшие ожидают начала сражения.
Интересны и неодноплановы образы героев романа: красавицы-южанки Лили Равенел, ее первого супруга полковника северной армии Джона Картера, второго — капитана Эдварда Колберна и светской львицы миссис Ларю, по выражению современного критика, "первой блудницы в американской литературе, избегшей справедливого возмездия". Заглавный персонаж романа мисс Равенел, в отличие от покорных, богобоязненных положительных героинь национальной словесности того времени, живет своим умом: не боится принимать самостоятельные решения и открыто перечить отцу. Так, несмотря на его протест, она выходит замуж за неотразимого Картера, влечение к которому побеждает даже ее предрассудки в отношении к янки. Тонко и психологически убедительно воссозданы переживания Лили, узнавшей о неверности, а затем о смерти мужа.
Полковник Джон Картер, один из сильнейших образов в американской реалистической прозе XIX века, предстает фигурой противоречивой и сложной. Родовитый южанин, по собственным убеждениям сражающийся в армии Севера, он сочетает в себе отчаянную храбрость, профессиональное мастерство, личное обаяние и прискорбную нестойкость моральных принципов. Так, нежная привязанность к жене не мешает его скандальной интрижке с миссис Ларю, а благородное стремление обеспечить семью толкает на злоупотребление армейским имуществом. Умирает он от раны, полученной в бою, нераскаянным грешником, отказавшимся от исповеди.
В характере соблазнительницы полковника Картера, миссис Ларю также смешаны несочетаемые качества — природная доброта и принципиальный аморализм. Склонная к эпатажу, она утверждает, что Дон Жуан был образцовым джентльменом, и цинично заявляет, что для нее самой любовь — игра, приятная и даже необходимая, но еще "не было мужчины, ради которого она отказалась бы от общества".
Более одноплановым, слишком близким к совершенству, выступает поначалу образ Эдварда Колберна, во многом автобиографичный. Как и Дефорест, уроженец Новой Англии, демобилизованный в чине капитана, Колберн разделяет не только судьбу писателя, но и его знание изнанки военной карьеры и его взгляд на вещи. Как и в случае с Дефорестом, служебное повышение досталось не ему и не другому достойному офицеру, а отъявленному трусу Газауэю, политику, чье влияние на губернатора обеспечило ему чин полковника и доходное место. Образ Колберна становится живым и достоверным, когда герой, измученный лихорадкой, тяжелым военным бытом и людской несправедливостью, возвращается домой с полей сражений.
Внимательный взгляд уловит в основе личной линии романа перипетии теккереевской "Ярмарки тщеславия", но подчиненность любовной интриги выпуклому изображению войны, которое занимает в книге Дефореста центральное место, общая проблематика и расстановка акцентов "Мисс Равенел..." представляются оригинальными и неподдельно американскими.
Дальнейшие заметные произведения Дефореста: роман о довоенном Юге "Кейт Бомонт" (1872), о Юге побежденном и разгромленном — "Кровавая пропасть" (1881), о современной нью-йоркской общественной жизни — "Дело Уэзерла" (1873), сюжетно и тематически связанные между собой сатирические повести о политической коррупции в Вашингтоне "Честный Джон Вейн" (1875) и "Игра с огнем" (1876). Образ честного Джона Вейна стал нарицательным в американской литературе и кинематографе. Простоватый провинциал и пустой малый Джон Вейн — человек, для которого честность — лишь удобный способ поведения.
В последние десятилетия жизни Дж.У. Дефорест был позабыт, время от времени печатался анонимно и сильно нуждался. Лишь за два года до смерти ему удалось выхлопотать пенсию как ветерану войны — 12 долларов в месяц (ежемесячный заработок успешного американского литератора составлял тогда в среднем 1500 долларов — чуть больше, чем у плотника, чуть меньше, чем у механика).
Дефорест не только первый серьезный реалист, но и один из первых в стране теоретиков реализма. Он прекрасно ориентировался в мировом художественном процессе и остро чувствовал недостатки литературного развития США. Еще в 1868 году, в расцвете своего таланта, он опубликовал статью "Великий американский роман", своеобразный манифест американского реализма.
Убежденный в том, что именно реализм более всего соответствовал демократическому духу Америки, и именно роман являлся самой подходящей формой для воплощения реалистических принципов в литературе, Дефорест формулировал задачу национальной словесности — создание социально насыщенного романа, который всесторонне и глубоко отразил бы американскую жизнь — "Великого американского романа". Эта формула вошла в обиход американской литературной критики и жива до сих пор. Статья вышла анонимно — Дефорест, человек, предельно честный с самим собой и лишенный малейшей самонадеянности, не хотел выступать в роли ментора. Свое и своего поколения место в литературе он определял так: "Все мы несовершенные романисты <...> и, быть может, наша судьба только в том, чтобы заложить фундамент для будущих авторов".
ЛЕКЦИЯ 9
Литература рубежа XIX–XX веков. Реализм. Натурализм
ОТ "ШКОЛ МЕСТОНОГО КОЛОРИТА"
К "ВЕЛИКОМУ АМЕРИКАНСКОМУ РОМАНУ"
США на рубеже 19-20 веков. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
Радикальные изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки, начавшиеся после Гражданской войны, набирают силу к середине 1880-х годов, когда молодая прежде, динамичная нация входит в пору не только индустриальной, но и культурной зрелости и определяются очертания тех США, какими они вступят в XX век.
Это было время стремительного возникновения промышленной цивилизации трестов и монополий, когда стало ясно, что мечте Т. Джефферсона об аграрной Америке, населенной независимыми фермерами, уже не суждено сбыться. Трансконтинентальная железная дорога, открытая в 1869, соединила оба побережья тремя тысячами миль стали: товары и пассажиры могли теперь пересечь всю страну из конца в конец меньше, чем за неделю. Строились новые железные дороги; их общая протяженность выросла к 1880 до 93 тысяч. К этому времени были введены вагоны с холодильными установками, и во многом именно это способствовало ошеломляюще быстрому росту Чикаго. Город превратился в крупнейший промышленный центр США, "поставщика свинины для всего мира".
Ускоренный научно-технический прогресс заявил о себе первыми фотографиями солнечного спектра (Дж.У. Дрейпер), изобретением телеграфа (Т.А. Эдисон), телефона (А.Г. Белл), электрического трамвая и троллейбуса, а также велосипеда и автомобиля, запуском пульмановских вагонов и трансокеанского парохода. Символичным казалось окончание строительства Бруклинского моста (1883), гигантского сооружения вдохновенно чистых линий и гармоничных пропорций, открытие в нью-йоркской гавани статуи Свободы (1886), Всемирная выставка в Чикаго (1893).
К 1890 году уже не Великобритания, но США являлись крупнейшим в мире производителем железа и стали. Социальные перемены в стране были огромными. Официальное закрытие в том же 1890 году фронтира означало конец пионерского движения. Тем временем урбанизация жизни и рост населения шли невероятными темпами. Если в 1860 население США составляло около 31,4 миллиона человек, то к 1900, главным образом, за счет притока иммигрантов, оно подскочило до 76 миллионов.
Прирост городского населения за этот же период в два раза превысил общий. В 1870 году в городе Нью-Йорк проживало полтора миллиона человек, в 1890 — 2,5 миллиона. Население Чикаго увеличилось с 300 тысяч в 1870 до миллиона в 1890 и сравнялось с населением Филадельфии, третьего "города-миллионера" Америки рубежа XIX—XX веков.
Усилилась неравномерность распределения мужского и женского населения. Фронтир всегда привлекал в основном мужчин, в остальных областях страны в 1860 году состав был приблизительно одинаковым. Теперь же на Юге (из-за военных потерь и высокой смертности бывших конфедератов) и на Северо-востоке (в результате оттока мужчин на Запад из-за неблагоприятных условий труда) явно преобладало женское население. Массовая миграция афроамериканцев с Юга на Север, пик которой был еще впереди, в один только Чикаго принесла в 1893 году 1,125 миллиона человек.
Процесс иммиграции опережал даже темпы внутренней миграции: с 1870 до 1890 в страну прибыло шесть миллионов человек. Через Эллис-Айленд, "ворота Америки", открытые в нью-йоркской гавани в 1892, лишь за первый год прошло 450 тысяч немцев, итальянцев, ирландцев и евреев. На Западном побережье Энджел-Айленд в бухте Сан-Франциско принимал иммигрантов из Азии.
Новая эпоха способствовала росту неравномерности в распределении доходов. Так, если в 1861 году нация могла похвастаться лишь тремя миллионерами, то к 1900 их было уже 3800 человек. Некоторые из них, такие как Эндрю Карнеги и Джон Д. Рокфеллер щедро финансировали открытие университетов и библиотек, вкладывали огромные суммы в образование, научные исследования и социальное обеспечение населения. Тем не менее из общего количества американцев миллион человек жил в нищете.
Естественно, что имущественное расслоение, конкуренция на рынке рабочей силы со стороны иммигрантов и чернокожих соотечественников, само ужесточение условий труда как оборотная сторона ускоренного технического прогресса вызвали недовольство многих. Рабочее движение в стране началось еще в годы Реконструкции, когда коррупция в верхах и социальная неопределенность доказали необходимость реформ.
Тяжелейшая за всю прежнюю историю США депрессия, наступившая после "черной пятницы" 1873 года, повлекла за собой волнения рабочих (в 1876 они совпали с восстанием индейцев Сиу под предводительством вождя Сидячего Быка). Стачечное движение продолжало нарастать: с 1881 по 1894 год произошло 14 800 забастовок, вовлекших четыре миллиона рабочих.
Внешнеполитические конфликты — Испано-Американская война и захват Филиппин в 1898 и 1899, создание Антиимпериалистической лиги, которая требовала положить конец экспансии США, довершают облик стремительного, контрастного, бурлящего американского рубежа XIX—XX веков.
Общее движение культуры и образования в стране вполне соответствовало духу эпохи: оно было столь же быстрым и противоречивым. В то время как У. Гиббс заканчивал и публиковал первую в мире работу по термодинамике, а Уильям Джеймс (брат крупнейшего писателя Генри Джеймса) открывал первый в США центр психологических исследований, его однофамилец Джесси Джеймс, местный Робин Гуд, входил в популярную культуру Америки, грабя дилижансы в Техасе, поезда в Миссури и банки в Миннесоте.
Баптистский проповедник Р. Конвелл основал в Филадельфии университет Темпл (1888). Д.Г. Гилманом был создан университет Джона Хопкинса, впервые установивший общеамериканские стандарты высшего образования и научных исследований, возник университет в Чикаго (1892); в 1900 году в США насчитывалось около тысячи заведений, дающих высшее образование, открылись публичная библиотека в Нью-Йорке (1895) и библиотека Конгресса (1897).
- План лекций по американской литературе
- Лекция 1. Американская литература. Введение
- Предыстория американской литературы Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе.
- Лекция 2 колонизация Капитан Джон Смит. Начало американской литературы
- Колонизация "Общая история Виргинии и Новой Англии" капитана Дж. Смита
- Колонизация Американская литература 17 века.
- Колонизация Анна Брэдстрит. Пуританская поэзия.
- Колонизация Мери Роландсон. "Рассказ о плене и избавлении...".
- Неоткрытая америка Устная литература коренных американцев
- Лекция 3 Литература XVIII века Американское Просвещение и молодая республика
- Сша в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
- Американское просвещение и молодая республика Культура сша в 18 веке.
- Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина
- Биография Бенджамина Франклина
- "Автобиография" б. Франклина
- Основы демократии "Декларация независимости" т. Джефферсона.
- Основы демократии Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"
- Основы демократии Американский готический роман. Чарльз Брокден Браун
- Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
- Демократическое общество и "меньшинства" Раннее самовыражение коренных и черных американцев. Поэзия Филлис Уитли
- Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции
- Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
- Романтический нативизм и романтический гуманизм Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
- Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза
- Лекция 6 национальная история и история души народа Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
- Новелла Ирвинга "Рип Ван Винкль"
- Натаниэль Готорн. Биография и творчество
- Новелла-сказка Готорна "Хохолок"
- Лекция 7 история и современность америки в диалогах культур Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
- Купер. Анализ романа "Последний из могикан"
- "Индейский" роман
- Проблема рабства. Гарриет Бичер-Стоу.
- Роман г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
- Ральф Эмерсон. "Доверие к себе" и "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба"
- Лекция 8 нехоженные области духа Эдгар Аллан По. Биография и творчество
- Эдгар По. Новелла "Лигейя"
- Герман Мелвилл. Биография и творчество
- Мелвилл. Роман "Моби Дик, или Белый кит"
- Лирика Эмили Дикинсон
- "Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
- Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
- Американская литература конца 19 века
- Развитие школы "местного колорита".
- Американский характер и "американская мечта" Марк Твен. Биография. Анализ творчества
- Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
- Марк Твен. Анализ романа "Приключения Гекльберри Финна"
- Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
- Драйзер. Роман "Сестра Керри"
- Афроамериканская литература. Дюбуа "Души черных людей"
- Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
- Сша после Второй мировой войны
- Контркультура 50-х. Марши протеста
- Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
- Сша в начале 21 века
- Лекция 11 Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм Шервуд Андерсон и новелла нового типа ("Шарики из бумаги")
- "Потерянное поколение" в литературе
- Хемингуэй. Биография и творчество
- Фолкнер. Биография и творчество
- Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта
- Лекция 12 Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике Социальный роман. Хемингуэй "По ком звонит колокол"
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- "Бит-поколение" ("битники")
- Дж.Д. Сэлинджер (роман "Над пропастью во ржи")
- Фантастика Рея Брэдбери
- Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
- Владимир Набоков. Роман "Лолита"
- Лекция 13 Постмодернизм в литературе. Отличительные черты постмодернизма в сша
- Кен Кизи. Роман "Над кукушкиным гнездом"
- Литература факта
- Лекция 14 Новый Свет рубежа XX-XXI веков Литература коренных американцев. Писатели-индейцы.
- Афроамериканская литература. Тони Моррисон, Элис Уокер
- Азиатско-американская литература. Эми Тан ("Клуб веселой удачи"), Дж. Барт
- "Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки