logo
Учебник по американской литературе

Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"

В творчестве Твена центральное место занимают его романы 1870—1880-х годов, среди и на фоне которых особенно ярко выделяются "Приключения Гекльберри Финна". Все романы этого периода, однако, так или иначе, взаимосвязаны — сюжетно (как "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна"), по месту и времени действия (как знаменитая дилогия и "Старые времена на Миссисипи"), по принципу косвенного воссоздания современной американской жизни (как все эти романы).

Может показаться, что три романа "о старине" — о Миссисипи поры твеновской юности, роман-сказка о давних английских делах и фантастический роман о путешествии в далекое средневековье знаменовали отступление писателя с позиций реализма и отказ от изображения американской повседневности "позолоченного века". На деле же, его развитие как художника определялось требованиями жизни и движением литературной мысли в стране. Так, исследование Твеном новых жанровых разновидностей способствовало становлению реалистического романа.

Кроме того, действительность, контрастная по отношению к "добрым старым временам", открыла не только Твену, но и целому ряду писателей предвоенное прошлое как некую новую художественную возможность; эстетическое освоение этой области допускало ностальгические сожаления и разнообразило тональность реалистического повествования. Вместе с тем прошлое позволяло авторам глубже понять настоящее. Мир, в котором они жили, оказался, по словам Г. Джеймса, "более сложным, чем виделось раньше, будущее — более проблематичным, успех — более труднодостижимым". Янки из Коннектикута у Твена горюет о "потерянной земле <...>, такой свежей и новой, такой нетронутой", разрушенной прогрессом и индустриальной революцией.

Многие прозаики, подобно Твену, пытались тогда запечатлеть то, что представлялось идиллической, едва ли не райской простотой довоенной провинциальной жизни. Неискушенность, невинность прежней Америки легко и убедительно воплощалась в художественный образ ребенка, и в литературе США возник и распространился своего рода культ детства и невинности ("Маленькие женщины" (1869) и "Маленькие мужчины" (1871) Луизы Мэй Олкотт, "История плохого мальчика" (1870) Томаса Бейли Олдрича, "Город мальчика" (1890) У.Д. Хоуэллса и т.д.). Он получил наиболее достоверное и совершенное выражение в "Приключениях Тома Сойера" (1876) Марка Твена.

Ностальгия по мальчишескому раю, "там, далеко, за холмами", придает роману особый лиризм и обаяние. Светлая эмоциональная окраска произведения, неспешная повествовательная манера автора составляли резкий контраст жизни США периода Реконструкции. Создавая этот поэтичный гимн нормальному и чистому детству, писатель достиг поразительной правдивости в раскрытии психологии подростка; он выдвинул на первый план одну из самых типичных, ярких и самых притягательных черт юности — неприятие суррогатов, неприятие всего тусклого и обыденного.

Увлекательно нарисованное мальчишеское бунтарство Тома Сойера, его необузданные фантазии и тяга к приключениям противопоставлены и реалистически выписанному, исполненному "местного колорита" фону — тихой сонной жизни провинциального городка Санкт-Петербург (читай: Ганнибал) и всему миру взрослых обывателей — прошлого и современности — с его сковывающими, неестественными нормами поведения, с его религиозным ханжеством и чрезмерным пиететом перед материальным преуспеянием, которое мыслится как единственный критерий ценности человеческой личности. Общепринятые нормы и законы взрослого мира Твен пропустил через незамутненное еще восприятие героя-подростка, развенчав тем самым ложные авторитеты в глазах читателя. Это твеновское открытие стало традицией литературы США, которую в XX веке развивают У. Сароян, Дж.Д. Сэлинджер и Т. Капоте, Х. Ли и многие другие.