Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
В отличие от демонстративного бунта молодежи против сытого комфорта, стандартизации и обывательского равнодушия современного мира к человеческой личности, творческая позиция тех, кого в 1950-е можно было назвать "отцами" американской литературы XX века, на первый взгляд, выглядела умеренной и уклончивой, на деле же оказывалась мудрой и взвешенной. Они писали книги, которые не являлись документами эпохи, но имели абсолютное значение и повествовали о вещах первозданных. Знаменательно появление в одно десятилетие двух разных, но одинаково глубоких повестей-притч о человеке и его жизни, созданных американскими литераторами старшего поколения. Это "Жемчужина" (1957) Дж. Стейнбека и "Старик и море" (1952) Э. Хемингуэя.
Повесть Хемингуэя "Старик и море", отмеченная Пулитцеровской премией, — одна из вершин американской и мировой словесности XX столетия. Книга двупланова. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привез только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщенное, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик один против целой стаи.
Еще более явственно это начало чувствуется в образе центрального героя: в манере старика очеловечивать природу, общаться с морем, чайками, рыбой. Этот неказистый с виду "бедный труженик" (типичный персонаж сказочного фольклора), с лицом и руками, изъеденными загаром и кожной болезнью, оказывается невероятно сильным физически и духовно. Он велик — как сказочный богатырь или герой древнего эпоса. Недаром, у старика молодые синие глаза, а по ночам ему снятся львы. Не случайно он ощущает себя частью природы, вселенной. Наличие второго обобщенно-сказочного плана подчеркивает универсальность, глубинность проблематики, придает книге поэтическую многозначность.
Критика по-разному истолковывала подспудный, иносказательный смысл повести — в узкобиографическом, христианском, экзистенциалистском духе. В ней видели то аллегорию творческого процесса, то аналогию евангельского сюжета восхождения Христа на Голгофу, то притчу о тщетности человеческих усилий и трагизме его существования. В каждом из этих толкований есть доля истины. Хемингуэй действительно вложил в образ старика Сантьяго много себя и до некоторой степени приоткрыл дверь в собственную творческую лабораторию.
В книге действительно имеются евангельские ассоциации, ибо Библия — источник, питающий всю американскую литературу, и обращение к ней не только усиливает поэтическое звучание произведения и укрупняет его масштаб, но и многое проясняет отечественному читателю, знакомому с ней с детства. И, наконец, "Старик и море" — это действительно притча. О человеке, о его сущности, о его месте на земле. Но, думается, не о тщетности человеческих усилий, а о неисчерпаемости его возможностей, о его стойкости и силе духа. "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить", — кредо Хемингуэя.
Старик не чувствует себя побежденным: ему все-таки удалось поймать рыбу. Не случайно повесть заканчивается на мальчике. Манулино опять отпустят со стариком в море, и тогда усилия Сантьяго окажутся не напрасными — ни в практическом, ни в общечеловеческом плане, потому что мальчик — это и реальная помощь и продолжение дела жизни старого рыбака, возможность передать свой опыт.
Эта книга с ее универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране — на любом морском или океанском побережье — и в любое время. Тем не менее появление ее именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в тенденцию нонконформизма в американской литературе 50-х. Только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.
Поэтизация физического труда, утверждение единства человека и природы, неповторимости личности "маленького человека", общее гуманистическое звучание, сложность замысла и отточенность формы — все это есть активное отрицание ценностей потребительской цивилизации, ответ Америке и предупреждение всему современному послевоенному миру.
- План лекций по американской литературе
- Лекция 1. Американская литература. Введение
- Предыстория американской литературы Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе.
- Лекция 2 колонизация Капитан Джон Смит. Начало американской литературы
- Колонизация "Общая история Виргинии и Новой Англии" капитана Дж. Смита
- Колонизация Американская литература 17 века.
- Колонизация Анна Брэдстрит. Пуританская поэзия.
- Колонизация Мери Роландсон. "Рассказ о плене и избавлении...".
- Неоткрытая америка Устная литература коренных американцев
- Лекция 3 Литература XVIII века Американское Просвещение и молодая республика
- Сша в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
- Американское просвещение и молодая республика Культура сша в 18 веке.
- Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина
- Биография Бенджамина Франклина
- "Автобиография" б. Франклина
- Основы демократии "Декларация независимости" т. Джефферсона.
- Основы демократии Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"
- Основы демократии Американский готический роман. Чарльз Брокден Браун
- Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
- Демократическое общество и "меньшинства" Раннее самовыражение коренных и черных американцев. Поэзия Филлис Уитли
- Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции
- Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
- Романтический нативизм и романтический гуманизм Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
- Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза
- Лекция 6 национальная история и история души народа Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
- Новелла Ирвинга "Рип Ван Винкль"
- Натаниэль Готорн. Биография и творчество
- Новелла-сказка Готорна "Хохолок"
- Лекция 7 история и современность америки в диалогах культур Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
- Купер. Анализ романа "Последний из могикан"
- "Индейский" роман
- Проблема рабства. Гарриет Бичер-Стоу.
- Роман г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
- Ральф Эмерсон. "Доверие к себе" и "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба"
- Лекция 8 нехоженные области духа Эдгар Аллан По. Биография и творчество
- Эдгар По. Новелла "Лигейя"
- Герман Мелвилл. Биография и творчество
- Мелвилл. Роман "Моби Дик, или Белый кит"
- Лирика Эмили Дикинсон
- "Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
- Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
- Американская литература конца 19 века
- Развитие школы "местного колорита".
- Американский характер и "американская мечта" Марк Твен. Биография. Анализ творчества
- Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
- Марк Твен. Анализ романа "Приключения Гекльберри Финна"
- Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
- Драйзер. Роман "Сестра Керри"
- Афроамериканская литература. Дюбуа "Души черных людей"
- Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
- Сша после Второй мировой войны
- Контркультура 50-х. Марши протеста
- Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
- Сша в начале 21 века
- Лекция 11 Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм Шервуд Андерсон и новелла нового типа ("Шарики из бумаги")
- "Потерянное поколение" в литературе
- Хемингуэй. Биография и творчество
- Фолкнер. Биография и творчество
- Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта
- Лекция 12 Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике Социальный роман. Хемингуэй "По ком звонит колокол"
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- "Бит-поколение" ("битники")
- Дж.Д. Сэлинджер (роман "Над пропастью во ржи")
- Фантастика Рея Брэдбери
- Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
- Владимир Набоков. Роман "Лолита"
- Лекция 13 Постмодернизм в литературе. Отличительные черты постмодернизма в сша
- Кен Кизи. Роман "Над кукушкиным гнездом"
- Литература факта
- Лекция 14 Новый Свет рубежа XX-XXI веков Литература коренных американцев. Писатели-индейцы.
- Афроамериканская литература. Тони Моррисон, Элис Уокер
- Азиатско-американская литература. Эми Тан ("Клуб веселой удачи"), Дж. Барт
- "Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки