Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
Столь стремительные и резкие перемены в общественно-политической жизни страны не могли не сказаться в характере ее культурного развития. В начале столетия значительная часть созидательной энергии нации уходила на поддержание экономической и политической стабильности. В США отсутствовала аудитория, заинтересованная в развитии искусства и поддержке тех, кто им занимался. Еще Б. Франклин сетовал на то, что крошечный остров Великобритания породил больше "великих и изысканных умов", чем наберется на всем необозримом пространстве американского континента. "Но, — добавлял он, — есть восхитительное искусство — двигаться на Запад". В XIX веке это "искусство" переживало настоящий расцвет.
У литераторов же, художников и композиторов часто не было средств, чтобы всецело посвятить себя искусству. Многие, как Ф. Френо и У.К. Брайент, издавали газеты, другие занимались юридической практикой или преподавательской деятельностью. Отец прославленного в будущем поэта Г.У. Лонгфелло побуждал сына избрать себе другую, солидную профессию, потому что "в стране слишком мало денег, чтобы тратить их на литераторов". Театральная и музыкальная жизнь не получили пока распространения даже в культурных городах атлантического побережья. Театр в Америке вообще находился в зачаточном состоянии: в Новой Англии он слишком долго считался "опасным для души" и "порождающим разврат" зрелищем, что затормозило его дальнейшее развитие. Более отзывчивая южная публика не давала тем не менее необходимых сборов, содержание единичных профессиональных трупп оборачивалось большими и ненужными расходами. Что же касается весьма значительной тогда "подвижной" части нации—пионеров, то им было абсолютно не до живописи, музыки, театра.
Компактным и с начала XIX века достаточно доступным по цене средством приобщения к культуре могла бы быть книга, и книги имелись в хижинах первопроходцев: практические руководства по различным аспектам фронтирской жизни — по земледелию, коневодству, строительству, основам земельного законодательства и правоведению, по оказанию медицинской помощи, даже по "укрощению дикарей-индейцев" ("Американский дикарь: Как он может быть укрощен оружием цивилизации"). Более оседлая часть нации тем временем продолжала зачитываться "рассказами пленников", а чуть позже — рассказами о жизни на фронтире и историями о легендарных фронтирсменах Дэниеле Буне и Дэйви Крокете.
Национальными бестселлерами оставались альманахи; торговцы-разносчики доставляли их чуть не в самые дальние уголки фронтира вместе с газетами и журналами, количество которых выросло к 1820 до 508, а в следующие десять лет удвоилось. Практически каждый город в Америке имел свою газету и часто журнал. Американцы, казалось, пристрастились к периодической печати. Нация пионеров, а практически каждый из них умел читать, демонстрировала типичную черту современных обществ: грамотность заметно превышала потребность в чтении, которая в основном вполне удовлетворялась периодикой и развлекательными книжонками.
Современные нам исследователи отмечают явное нарастание антиинтеллектуальной струи в американской культуре молодой республики с начала и вплоть до конца 30-х годов XIX века. Образованные граждане опасались тогда, что принципы демократии снизят общий культурный стандарт до самого минимального уровня.
Это время отмечено введением (в 1837) и стремительным развитием единой государственной общеобразовательной системы, предназначенной "оградить молодое поколение от невежества". К середине века она охватывала детей, начиная с младшего возраста и до старшей школы включительно. Высшее образование, однако, оставалось доступным не многим.
Поскольку общий уровень грамотности был значительно выше, чем, например, в Великобритании, подавляющее большинство американцев могло похвастаться знакомством с определенными базовыми текстами: Библией, трагедиями У. Шекспира, книгами Ч. Диккенса, романом "Путь паломника" Дж. Баньяна, — так что даже пьянчужки с Миссисипи, как впоследствии показал Марк Твен в "Приключениях Гекльберри Финна", широко прибегали в своей речи к литературным аллюзиям.
Для развития у населения привычки к систематическому чтению и определенных социальных навыков существовала целая сеть дискуссионных клубов, которые служили своего рода залами "интеллектуального тренинга" нации. Дебаты, проводившиеся в американских городах, городишках и деревнях, касались самых разнообразных предметов: института рабства и роли науки и искусства в демократическом обществе, недавних побед Наполеона Бонапарта и соперничества давно почивших королев Елизаветы Английской и Марии Шотландской.
Своеобразное и чисто американское явление представляла собой система "курсов" — познавательных лекций для взрослых, основанная в 1826 году новоангличанином Джозией Хольбруком. Лекторы прибывали в отдаленные поселения в повозке, позднее — локомотивом, и читаемые ими публичные лекции на время становились такой же частью общественной жизни, как церковь, школа, местный суд, салун или тюрьма. Горожане покупали билеты, чтобы, собравшись вечером, послушать об индейцах Северной Америки, жизни Магомета или Оливера Кромвеля, причинах Американской революции, школьном образовании и резервах человеческого мозга. Эта система воспитала полтора поколения читателей, обеспечила обсуждение, в частности, таких насущных проблем, как права женщин и отмена рабства, а также давала писателям и интеллектуалам стабильный источник доходов.
Америка привлекала не только иммигрантов и жертв европейской тирании: в XIX, как и в XX веке, она была раем для ученых (и лжеученых), обещавших совершенствование личности и оздоровление общества. Так, в 1840—1850-е в США наблюдалось повальное увлечение френологией (наукой, определяющей характер и склонности человека по выпуклостям его черепа), гидропатией (водолечением), холистикой (системой вегетарианского питания и гигиенического режима), месмеризмом (учением о "животном магнетизме") и тесно связанными с ним телепатией, ясновидением и спиритизмом. После 1848 года началась буквально "эпидемия" спиритизма (вызывание духов умерших посредством столоверчения). Эти общенациональные интересы разделяли Купер, По, Готорн, Лонгфелло и другие видные писатели и общественные деятели.
Во время и сразу после Гражданской войны вся массовая культурная индустрия страны работала на победу: писались патриотические стихи, аболиционистские романы, была создана ставшая очень популярной песня о Джоне Брауне, чья "душа продолжает маршировать". Но, безусловно, центральным культурным явлением века было так называемое Американское Возрождение — апогей национальной культуры и, прежде всего, литературы в 1850—1855 годах.
- План лекций по американской литературе
- Лекция 1. Американская литература. Введение
- Предыстория американской литературы Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе.
- Лекция 2 колонизация Капитан Джон Смит. Начало американской литературы
- Колонизация "Общая история Виргинии и Новой Англии" капитана Дж. Смита
- Колонизация Американская литература 17 века.
- Колонизация Анна Брэдстрит. Пуританская поэзия.
- Колонизация Мери Роландсон. "Рассказ о плене и избавлении...".
- Неоткрытая америка Устная литература коренных американцев
- Лекция 3 Литература XVIII века Американское Просвещение и молодая республика
- Сша в 18 веке. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки
- Американское просвещение и молодая республика Культура сша в 18 веке.
- Лекция 4 человек и общество Творчество Бенджамина Франклина
- Биография Бенджамина Франклина
- "Автобиография" б. Франклина
- Основы демократии "Декларация независимости" т. Джефферсона.
- Основы демократии Брэкенридж. Роман "Современное рыцарство"
- Основы демократии Американский готический роман. Чарльз Брокден Браун
- Демократическое общество и "меньшинства" Коренная Америка в лирике Филиппа Френо
- Демократическое общество и "меньшинства" Раннее самовыражение коренных и черных американцев. Поэзия Филлис Уитли
- Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции
- Художественные открытия америки и другие открытия Культурное развитие сша в начале 19 века.
- Романтический нативизм и романтический гуманизм Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
- Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза
- Лекция 6 национальная история и история души народа Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
- Новелла Ирвинга "Рип Ван Винкль"
- Натаниэль Готорн. Биография и творчество
- Новелла-сказка Готорна "Хохолок"
- Лекция 7 история и современность америки в диалогах культур Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
- Купер. Анализ романа "Последний из могикан"
- "Индейский" роман
- Проблема рабства. Гарриет Бичер-Стоу.
- Роман г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
- Ральф Эмерсон. "Доверие к себе" и "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба"
- Лекция 8 нехоженные области духа Эдгар Аллан По. Биография и творчество
- Эдгар По. Новелла "Лигейя"
- Герман Мелвилл. Биография и творчество
- Мелвилл. Роман "Моби Дик, или Белый кит"
- Лирика Эмили Дикинсон
- "Местный колорит" реализма в сша и задачи американского романа Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
- Дефорест. Роман "Мисс Равенел уходит к северянам"
- Американская литература конца 19 века
- Развитие школы "местного колорита".
- Американский характер и "американская мечта" Марк Твен. Биография. Анализ творчества
- Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
- Марк Твен. Анализ романа "Приключения Гекльберри Финна"
- Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
- Драйзер. Роман "Сестра Керри"
- Афроамериканская литература. Дюбуа "Души черных людей"
- Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"
- Сша после Второй мировой войны
- Контркультура 50-х. Марши протеста
- Субкультура хиппи. От эпохи хиппи к эпохе "рейганомики"
- Сша в начале 21 века
- Лекция 11 Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм Шервуд Андерсон и новелла нового типа ("Шарики из бумаги")
- "Потерянное поколение" в литературе
- Хемингуэй. Биография и творчество
- Фолкнер. Биография и творчество
- Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта
- Лекция 12 Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике Социальный роман. Хемингуэй "По ком звонит колокол"
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- "Бит-поколение" ("битники")
- Дж.Д. Сэлинджер (роман "Над пропастью во ржи")
- Фантастика Рея Брэдбери
- Повесть э. Хемингуэя "Старик и море"
- Владимир Набоков. Роман "Лолита"
- Лекция 13 Постмодернизм в литературе. Отличительные черты постмодернизма в сша
- Кен Кизи. Роман "Над кукушкиным гнездом"
- Литература факта
- Лекция 14 Новый Свет рубежа XX-XXI веков Литература коренных американцев. Писатели-индейцы.
- Афроамериканская литература. Тони Моррисон, Элис Уокер
- Азиатско-американская литература. Эми Тан ("Клуб веселой удачи"), Дж. Барт
- "Пост-постмодернизм" и "плюралистический реализм", или Постиндустриальная литература Америки