logo search
РПД для ГАК

Константин георгиевич паустовский (1892 - 1968)

Прекрасное в людях, природе, искусстве – основная тема творчества писателя. Ранний период, «экзотические рассказы» 20-х г. г.: «Белые облака», 20, «Лихорадка», 25, «Этикетки для колониальных товаров», 28. Роман «Блистающие облака», 29. Научно-художественная проза 30-х г. г.: «Кара-Бугаз», 32, «Колхида», 34, «Черное море», 35, «Мещорская сторона», 39 – поэзия познания и творческого труда. Своеобразие исторических повестей Паустовского: «Судьба Шарля Лонсевиля», 33, «Орест Кипренский», 37, «Северная повесть», 38.

Тонкий лиризм и мастерство деталей в рассказах “настроения”40-х г. г.: «Старый повар», 40, «Снег», 43, «Телеграмма», 43, «Дождливый рассвет», 45. Своеобразие взаимоотношений между автором, повествователем, героями и читателем.

Автобиографическая «Повесть о жизни», 45-68 – отражение судеб человека, страны, искусства. Книга о писательском труде «Золотая роза», 55-68, «Книга о художниках», 66, – анализ уникальности творчества; мозаичный принцип построения. Поиск красоты в обыденной жизни и благородство идеалов – основной вектор художественных исследований писателя. Влияние Паустовского на русскую прозу 2-й половины ХХ в.

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН (1873 – 1954)

Ранние нравственные и эстетические искания будущего писателя: юношеское увлечение марксистскими идеями, Митавская тюрьма (1897), Лейпцигский университет (1900-1902) и пробуждение интереса к эстетической мысли И. В. Гете, Р. Вагнера, Ф. Ницше. «Петербургский период»: журналистская деятельность, богоискательство, роль общения с А. А. Блоком, Д. С. Мережковским, А. М. Ремизовым, В. В. Розановым, интерес к сектантским идеям. Первые произведения: очерки-рассказы Выговского края «В краю непуганых птиц», 07, «За волшебным колобком», 08, «У стен града невидимого» («Светлое озеро»), 09. Поиск духовной цельности в мире природы, в нравственных народных истоках. Лирико-философский и мифопоэтический аспекты жанра.

Негативное восприятие революции, параллели между Петровской эпохой и событиями 1917 г., идеал Христова «голубого знамени» в рассказах «Голубое знамя», 18, «Базар», 20, 28, повести «Мирская чаша», 20, 82. Пришвинские дневники этих лет. Жанр «текстов-масок» («личин для дураков») в рассказах периода гражданской войны.

Произведения Пришвина 1920-х-30-х гг. Автобиографический роман «Кащеева цепь», 22-27, «Журавлиная дорога», 29, повесть «Жень-шень», 33, «Календарь природы», 25-35, 37, поэма в прозе «Фацелия», 40: глобальный смысл идеи Красоты как нравственно-эстетической категории, природа – источник гармонии, кладезь не подверженных времени духовных и творческих идей. «Отшельничество» художника.

Встреча с В. Д. Лиорко (по первому мужу Лебедевой); «Мы с тобой. Дневник любви», 96 (опубл.). «Любовь как творчество жизни»; тезис Пришвина о роли «сердечной мысли» в искусстве.

Творчество последнего периода. Легенда, сказка, миф как способ выражения миросозерцания: сказка «Кладовая солнца», 45, «Лесная капель», 40, 43, «Глаза земли», 57. «Повесть нашего времени», 57. «Борьба со злом на пути добра», рождение жанра «дидактической утопии» (повесть-сказка «Корабельная чаща», 54, вера в возможность «перевоспитания» носителей зла. Место «язычества» в пришвинских воззрениях, своеобразие «пантеизма». Осмысление религиозного и коммунистического мировоззрения. Язык в эстетической системе Пришвина, теория слова в поэме «Фацелия»,40, заметках «Незабудки», «Глаза земли», 53. Дневники, их место в творческом наследии писателя.