logo
РПД для ГАК

3.1. Главные вехи литературной жизни 1940-1960-х гг.

Тематическое расширение и обогащение художественной палитры прозы, драматургии и поэзии периода войны. Углубление патриотической темы, перенесение акцентов с вопроса социального приоритета Советского государства на вопросы национально-исторических традиций: «русский вопрос» в контексте древнеславянских традиций. Пафос пробуждения народного мужества. Описание жестокости противника. Натурализм в изображении войны. Развитие публицистики, обновление лирики.

Усиление командно-административных методов управления искусством в первые послевоенные – начале 1950-х гг.: постановления ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам 1946-48 гг., доклад А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», кампании по борьбе с «космополитизмом» в литературе и искусстве, с «буржуазными влияниями» в языкознании, требования «высокой идейности» от репертуара театров. Снижение критериев художественности в оценке произведений литературы и искусства. Теория бесконфликтности. Борьба с ней.

Противостояние писателей командно-административному управлению литературой. Работа «в стол»: А.А. Ахматовой (поэма «Реквием», фрагменты «Поэмы без героя»), М.М. Пришвина («Незабудки», др.), Л.М. Леонова (повесть «Evgenia Ivanovna», роман-наваждение «Пирамида»). Отсутствие или ослабление «внутреннего цензора» в произведениях М.М. Зощенко (повесть «Перед восходом солнца»), А.Т. Твардовского (поэма «Теркин на том свете»), Е.Л. Шварца (пьеса «Дракон»).

Процесс обновления общественной и литературной жизни. Статья В. Померанцева «Об искренности в литературе» (1953). Рассказы и очерки В. Овечкина. II-й съезд Союза писателей СССР, 1954–55. Повесть И.Г. Эренбурга «Оттепель» (1954). ХХ–ХХII-ой съезды КПСС. Критика культа личности Сталина.

Новые журналы: «Юность», «Нева», «Москва», «Вопросы литературы», др. Писательские дискуссии об обновлении литературы, о свободе писателя: выступления В. Ф. Пановой, К. Г. Паустовского, В. А. Каверина, И. Г. Эренбурга, М.М. Пришвина; попытки эстетического осмысления искусства.

Создание талантливых книг о деревне: В.П. Астафьевым, В.И. Беловым, А.Я. Яшиным, В.Ф. Тендряковым, Г.Н. Троепольским, М.Н. Алексеевым. Выход из печати произведений, посвящённых жертвам сталинских репрессий: (пьеса «Гости», 53 Л. Г. Зорина, повесть «Крутой маршрут», 67, Е. С. Гинзбург, рассказ «Один день Ивана Денисовича», 62, А. И. Солженицына). Основные тенденции в литературном процессе конца 1950–1960-х гг. Гуманизм, проблемы внутренней свободы личности; появление молодых талантов, первые студенческие поэтические объединения в Ленинграде: в Горном (Г. Семёнов, А. Битов, Г. Горбовский, А. Городницкий, В. Кушнер, В. Уфлянд, др.), Политехническом (В. Берлин, Л. Агре, др.) институтах. Затухание тенденций «оттепели» в управленческой партийной сфере, попытки официального давления на писателей (судьбы романов В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», 56, Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», 57, В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», 69; альманахов «Литературная Москва», «Тарусские страницы»). Возникновение альтернативного опубликования – «Самиздата». Полемика между журналами «Новый мир» и «Октябрь». Оживление модернистских явлений: «молодежная» проза, произведения будущих эмигрантов 3-й волны (диссидентов) в «Самиздате». Судебные процессы над литературными деятелями: И.А. Бродским, А. Д. Синявским, Ю.М. Даниэлем.

Независимость от официальных тенденций творчества большей части литераторов.