4.4. Драматургия 1970-2000-х годов
Творчество признанных мастеров социально-психологической драмы. Актуальность содержания, острота конфликтов, оригинальность драматургических решений в пьесах: А. Арбузова «Старомодная комедия»,75, «Сказки старого Арбата», «Победительница»,83; А. Володина «Дульсинея Тобосская»,75, «Ящерица», 83, «Кастручча», 88; В. Розова «Гнездо глухаря», «Кабанчик»; Л. Зорина «Покровские ворота»,74, «Карнавал», 81; Э. Радзинского «Беседы с Сократом», 85, «Спортивные игры 1981 года», 85.
Жанр психологической драмы-комедии в творчестве А. Вампилова: «Прощание в июне», 64, «Старший сын», 65. Интерес драматурга к острым социальным конфликтам. Трагедия крушения и утраты идеалов. Зилов и «зиловщина» в «Утиной охоте», 68. Увлекательность сценического действия, мастерство завязывания сюжета, резкая очерченность характеров в пьесах «Прошлым летом в Чулимске», 71, «Провинциальные анекдоты», 71. Воздействие творческого опыта Вампилова на современную драматургию.
Публицистичность пьес М. Шатрова: «Так победим!», 82, «Брестский мир», 87, «Дальше, дальше, дальше…», 88, новаторство, дискуссионный характер.
«Производственная» тема в драматургии 70-х годов, причины обострившегося внимания к трудовым конфликтам, новые характеры и ситуации (И. Дворецкий, «Человек со стороны», 72, Г. Бокарев, «Сталевары», 72, А. Гельман, «Протокол одного заседания», 75, «Мы, нижеподписавшиеся», 79). Кризис «производственной драмы» к началу 80-х годов.
«Новая волна» в русской драматургии. Особенности конфликта и героя в пьесах: А. Галин, «Звезды на утреннем небе», 88; Л. Петрушевская, «Квартира Коломбины», 81, «Три девушки в голубом», 83, «Московский хор», «Темная комната»; А. Дударев, «Свалка», 88; В. Мережко, «Женский стол в охотничьем зале»; Э. Радзинский, «Спортивные игры 1981 года», «Наш Декамерон», «Я стою у ресторана», 87; В. Дозорцев, «Последний посетитель»; С. Злотников, «Пришел мужчина к женщине», «Дурацкая жизнь»; А. Казанцев, «Сны Евгении», 90.
«Новая драма». Обнажение глубин сознания с помощью речевой игры, сниженной лексики, натуралистических элементов в пьесах Н. Коляды «Вор», «Игра в фанты», «Барак», «Мурлин Мурло», «Полонез Огиньского», 94, «Канотье», 93, «Рогатка», 90, «Мы едем, едем», 97, «Уйди, уйди», 98; О. Ернева «Мы пришли», 89; А. Железцова «Гвоздь», 97, «Аскольдова могила»; А. Шипенко «Смерть Ван Халена», 89, «Археология», «Верона», «Натуральное хозяйство в Шамбале», 91. Сборник «Восемь нехороших пьес», 90. Авангардистские приметы «новой драмы»: сплав трагического и комического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного.
Постмодернизм в современной русской драматургии: «В землянке», «Пельмени» В. Сорокина; «Русский инвалидъ» за 18 июля…», 93, М. Угарова, «Сад осьминогов», «Ла фюнф ин дер люфт» А. Шипенко; «Пластилин», «Чёрное молоко», В. Сигарёва. Переплетение быта и фантасмагории, жизни, превращенной в миф, низведенной до сказки («Русский сон» О. Михайловой, «Как старики умирать ходили» Б. Гаврилова). Современный русский авангардный театр и западная абсурдистская драма. Сарказм и гротеск в современной драме: «Кот домашний средней пушистости», 90, В. Войновича и Гр. Горина; «Сны Евгении», 90, А. Казанцева; «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», 85, Вен. Ерофеева; «Из жизни камикадзе», 91, А. Шипенко.
Жанровая палитра современной русской комедиографии; сатирическая комедия («Цитата», «Лузган» Л. Зорина, «Кресло» А. Алтаева), комедия-памфлет («Сдвиг по фазе» М. Казовского), эксцентрическая комедия («Бдым», «Сцены у фонтана» С. Злотникова), комедия-лубок («Печка на колесе» Н. Семеновой), «чёрная» комедия («Медовый месяц в лагере смерти» А. Козловского, «Бес…» А. Иванова) и др. Расширение жанровых параметров, «смешение» жанров, тяготение комедии к драме, её насыщение мелодраматическими и трагико-комедийными мотивами.
* * *
Переломный характер литературы конца 1990-х-2000-х годов. Переход в новое тысячелетие. Новые задачи критики и литературоведения.
- Рабочая программа дисциплины история русской литературы
- От составителей
- Часть 1. Русская литература конца 1910-х–1930-х годов («серебряный век») Динамика политических и литературных событий
- 1.1. Основные вехи литературного процесса конца 1910-1930-х гг.
- 1.2. Поэзия конца 1910-х–1930-х годов
- 1.3. Проза конца 1910-х–1930-х годов
- 1.4. Драматургия конца 1910-1930 годов
- 1.5. Монографические темы андрей белый (борис николаевич бугаев, 1880–1934)
- Александр александрович блок (1880-1921)
- Михаил афанасьевич булгаков (1891-1940)
- Максимилиан александрович волошин (1877-1932)
- Максим горький (алексей максимович пешков, 1868-1936)
- Николай степанович гумилёв (1886-1921)
- Михаил михайлович зощенко (1895–1958)
- Николай алексеевич клюев (1884–1937)
- Осип эмильевич мандельштам (1891–1938)
- Владимир владимирович маяковский (1893-1930)
- Андрей платонович платонов (1899 – 1951)
- Алексей николаевич толстой (1883 -1945)
- Марина ивановна цветаева (1892–1941)
- Часть 2. Литература Русского зарубежья
- 2. 1. Сущность и значение определения «Литература Русского зарубежья»
- 2.2. Литературные объединения и организации 1920-1930-х гг.
- 2. 3. Характеристика ряда крупнейших периодических изданий
- 1) Парижские журналы и газеты.
- 3) Пражские периодические издания.
- 2. 4. Творчество русских эмигрантов первой волны Проза иван алексеевич бунин (1870-1953)
- Гайто (георгий) иванович газданов (1903-1971)
- Борис константинович зайцев (1881-1972)
- Александр иванович куприн (1870-1938)
- Владимир владимирович набоков (1899-1977)
- Алексей михайлович ремизов (1877-1957)
- Иван сергеевич шмелёв (1873-1950)
- Поэзия эмиграции первой волны георгий владимирович иванов (1894-1958)
- Борис юлианович поплавский (1903-1935)
- Владислав фелицианович ходасевич (1886-1939)
- Марина ивановна цветаева (1892-1941)
- 2. 5. Онтологическая направленность литературы Русского зарубежья 1920-1930-х гг.
- 2.6. Литература
- Часть 3. Русская литература 1950–1970-х годов
- 3.1. Главные вехи литературной жизни 1940-1960-х гг.
- 3.2. Литература военного времени
- Проза второй половины 1940-х–1960-х годов
- 3.4. Поэзия второй половины 1940-х–1960-х годов
- 3.5. Драматургия 1940 – 1960-х годов
- Монографические темы
- Анна андреевна ахматова (1889-1966)
- Николай алексеевич заболоцкий (1903–1958)
- Леонид максимович леонов (1899 – 1994)
- Борис леонидович пастернак (1890-1960)
- Константин георгиевич паустовский (1892 - 1968)
- Александр трифонович твардовский (1910–1971)
- Александр александрович фадеев (1901-1956)
- Михаил александрович шолохов (1905–1984)
- Часть 4. Русская литература 1970–2000-х гг.
- 4.1. Вехи литературного процесса
- 4.2. Проза 1970-2000-х годов
- 4.3. Поэзия 1970-2000-х годов
- 4.4. Драматургия 1970-2000-х годов
- 4.5.Монографические темы
- Фёдор александрович абрамов (1920-1983)
- Виктор петрович астафьев (1924 - 2001)
- Василий иванович белов (род. В 1932)
- Иосиф александрович бродский (1940 – 1996)
- Александр валентинович вампилов (1937–1972)
- Сергей павлович залыгин (1913 – 2000)
- Валентин григорьевич распутин (род. 1937)
- Николай михайлович рубцов (1936 – 1971)
- Александр исаевич солженицын (р. 1918)
- Юрий валентинович трифонов (1925-1981)
- Василий макарович шукшин (1929 – 1974)
- Часть 5. Библиография Труды общего характера
- Труды об отдельных авторах
- Часть 1. Литература конца 1910-х-1930-х годов……………………………………..........5
- Часть 2. Литература Русского зарубежья (Автор-составитель л.А. Смирнова)………21
- Часть 3. Литература 1940-1960-х годов…………………………………………………...34
- Часть 4. Литература 1970-2000-х годов…………………………………………………..48
- Часть 5. Методические рекомендации по выполнению письменных работ………...64
- Часть 6. Библиография………………………………………………………………………84
- Составители: