logo
РПД для ГАК

1.5. Монографические темы андрей белый (борис николаевич бугаев, 1880–1934)

Роль А. Белого в культуре ХХ века.

Сборник «Революция и культура», июнь – июль 1917. Главный пафос – «Революция начинается в духе». Восприятие событий Октября 1917 года. Поэма «Христос воскрес», 18. Изображение краха старого мира. Идея особой миссии России. Революция – мировая мистерия. Символический строй поэмы, особенности ритмики и языка.

Стихотворения 1913–1918 года в сборнике «Звезда», 22. Интимная лирика в свете антропософских откровений. Патриотические мотивы и чаяния. Белый – педагог. Чтение лекций в Пролеткульте.

Лиро-эпическая поэма «Первое свидание», 21. Жанр «лирических» мемуаров. Традиции и новаторство. Образный строй. Соединение лирического и иронического.

Берлинский период (1921 –1923). Сокращённый вариант романа «Петербург», роман «Крещёный китаец» (о детстве), 21, роман «Котик Летаев», 22, «Записки чудака», 22, стихотворный сборник «После разлуки», 22, «Воспоминания об Александре Блоке», 22, однотомное собрание стихотворений. Знакомство и общение с Мариной Цветаевой.

Возвращение в Россию. Активная работа над художественной и мемуарной прозой. Первый том романа «Москва»: «Московский чудак» (1 часть) и «Москва под ударом» (2 часть), 27; второй том «Маски». Изображение жизни московской интеллигенции в предреволюционные годы. Специфика воплощения замысла. Особенности ритма и языка. Кинематографические приемы. Значение романа.

Образ времени и творческой интеллигенции в мемуарах: «На рубеже двух столетий», 30, «Начало века», 33, «Между двух революций», 34. Своеобразие авторской позиции. А. Белый как учёный-литературовед. «Мастерство Гоголя», 34, – серьёзный вклад в изучение творческого наследия классика. Влияние наследия А. Белого на развитие русской литературы ХХ века.