logo
РПД для ГАК

Марина ивановна цветаева (1892-1941)

Причины и периоды эмиграции поэтессы. Драматизм её положения в Праге, затем Париже. Циклы и сборники стихов, изданные в Берлине. Цикл «Разлука»: трагические мотивы расставания, одиночества, испытания; образ лирической героини; символика мучительных переживаний и мужественных устремлений, особенности поэтического синтаксиса. Сборник лирики «Ремесло»: поклонение высокому искусству, переходу от «часа ученичества» к часу творчества, одиночеству «песнопевца»; мужание души и прощание с молодостью, образ Музы, обращение к поэтам-современникам, историко-культурные реминисценции. Сборник стихов «Психея. Романтика»: значимость подзаголовка сборника; романтические мотивы гаданья, заклинанья – освобождения от злой судьбы; романтический образ Байрона; философская насыщенность подборки стихов "Бессонница" (испепеляющей душу бессонности – зоркости, мудрости); мастерство создания романтических образов: внутренних состояний личности, состояний природы; напряженность лирического монолога, обращение к форме прямой речи, диалогу. Пражские поэмы. Сотрудничество в журнале «Воля России». «Поэма Горы»: автобиографическая основа, образное сочетание природных реалий с романтическим обобщением человеческих чувств, сквозной мотив высокого (горнего) начала в любви, противопоставление бытия скучному быту; трагическая окраска поэмы; разнообразие афористических форм, оригинальность фразеологии. «Поэма Конца»: продолжение «Поэмы Горы», усиление внутреннего напряжения лирической героини, острые контрасты земля – небо, быт – бытие, «горизонт» чувств – вертикаль духовного подъема; неожиданность внутренних ассоциаций, внимание к интонации, звучанию слова, их подпорка по фонетическому признаку для усиления сходных или контрастных понятий, средства выражения душевного потрясения. Трудности жизни Цветаевой в Париже. «Поэма лестницы»: «повесть о том, как живет и работает черная лестница» (Цветаева), образы «пасынков большого города», философское осмысление трагедии их существования; неприятие лжецивилизации и романтическая мечта о возврате в первозданное, Природное лоно; трехплановость образа лестницы, двузначность образа огня; функции городских и домашних реалий; обращение к библейским мотивам; ирония и боль сопереживания страждущим. Сложные отношения поэтессы с русскими эмигрантами в Париже. Статья Цветаевой «Поэт о критике», развенчивающая многих исследователей литературы. Переписка Цветаевой с Р.-М. Рильке и Б.Л. Пастернаком. Новый этап лирики поэтессы. Книга стихов «После России»: укрупнение, развитие ведущих мотивов предшествующего творчества, слияние тоски по России, тайны родины с тоской по Царству Небесному, предназначение поэта – преклонение перед божественной благодатью, трагическое мироощущение как одухотворение страданием творчества. Рождение провидческого дара в муках испытаний огнём и немотой («Сивилла»); противоречия любви, жизни и обретение высшей гармонии в полете души к Богу, в слиянии с природой («Деревья»); многоголосье сборника, чужие голоса («персонажей», природных стихий) как слагаемые авторского голоса, полифонизм созданного мира, использование античных, библейских, историко-литературных образов, язык звуков, шумов и магия тишины, скрывающей таинства Горнего Духа; обогащение ранее достигнутых поэтических приемов. Значение пушкинской темы в творчестве Цветаевой 30-х гг. – лирической прозы («Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв»), поэтического цикла «Стихи к Пушкину»: раскрытие сложного процесса от детского восприятия Пушкина до зрелого постижения русского гения, создание в стихотворном цикле многогранного образа великого поэта, его роли в русской истории, в творческом самоопределении Цветаевой; оригинальность и смелость художественных обобщений. Трагические обстоятельства возвращения на родину, гибели поэтессы. Новаторские достижения поэзии Цветаевой.