logo
РПД для ГАК

Гайто (георгий) иванович газданов (1903-1971)

Участие в Добровольческой армии, эмиграция с остатками Белых частей, обучение в русской гимназии (Болгария), переезд в Париж, трудовая деятельность, занятия на историко-филологическом факультете Сорбонны. Пессимистический взгляд на судьбу русских эмигрантов («О молодой эмигрантской литературе»). Неудавшаяся попытка вернуться в Россию. Деятельность в годы второй мировой войны. Первый роман «Вечер у Клэр», 30, особый род автобиографической прозы, основанной на потоке сознания, грустном лиризме; сочетание субъективных переживаний с осмыслением объективных процессов; значение «внутреннего существования» героя для понимания исторических событий и душевных противоречий человека, философии любви; истоки мужественной позиции героя. Картина «идеальной» жизни эмиграции романе «История одного путешествия», 35: бытие личности – «стремительный лирический поток», совокупность сменяющих друг друга «жизненных путешествий» Володи Рогачева, вместе с тем – его растущее стремление осознать сущность мира, сложную, двойственную натуру людей; психологическое мастерство писателя в раскрытии неординарной человеческой души, нравственной позиции Володи. Показ парижского «дна» через призму восприятия ночного таксиста в романе «Ночные дороги», 39-40, углубление героя-повествователя в чужие жизни, драматическое сочетание презрения и жалости при созерцании «человеческой мерзости», открытие незаурядного душевного опыта (образы Платона, Ральди, Федченко); постижение главным героем значимости любых (и трагических) явлений сущего; исток развития повествования, его многокрасочная эмоциональная насыщенность. Новый тип романа – «Призрак Александра Вольфа», 47: детективная коллизия – побудитель философского осмысления вечных проблем: любви, смерти, преступления, диссонансов внутренней жизни человека; развитие традиций Ф.М.Достоевского; динамика самопознания героя, особенности исповедальной формы повествования. Черты психологического и стилевого мастерства в прозе Газданова.