logo
РПД для ГАК

Борис леонидович пастернак (1890-1960)

Связь творчества Пастернака с литературным процессом разных периодов. Роль увлечений музыкой и философией в формировании поэтического мировоззрения. Взаимоотношения с футуристами из группы «Центрифуга». Первые стихотворные сборники «Близнец в тучах», 14, и «Поверх барьеров», 17.

Мотивы творчества, природы, любви в книге лирики «Сестра моя – жизнь», 17-22. Усложненная ассоциативность, метафоричность, контрапунктность построения, внутренняя цикличность книги.

Поэмы «Высокая болезнь», 24, «Девятьсот пятый год», 26, «Лейтенант Шмидт», 27, «Спекторский», 31. Авторское внимание к быту при воссоздании страниц русской истории.

Участие в общественно-литературной деятельности и кризис творческой эволюции в 30-е годы. Сборник стихов «Второе рождение», 32. Авторские «переделки» ранних стихотворений.

Эвакуация в Чистополь. Творчество периода Великой Отечественной войны. Книга стихов «На ранних поездах», 43.

Циклы стихотворений «Стихи из романа», 56, и «Когда разгуляется», 56-59. «Неслыханная простота» и философская глубина поздней лирики.

Проза Пастернака. Семейные и психологические картины в повести «Детство Люверс», 22. Импрессионистическое повествование о себе, современниках и литературе в произведениях «Охранная грамота», 31, «Воздушные пути», 33, «Люди и положения», 57, 67.

Роман «Доктор Живаго», 45-55, 88. Опубликование произведения за границей, 58. Травля писателя. Своеобразие композиции и сюжета. Судьбы главных героев. Социально-общественные и гуманистические взгляды главного героя, его тревога о судьбе человеческой личности в ХХ веке. Роль стихотворений для раскрытия авторской концепции бытия.

Переводческая деятельность: «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, лирика грузинских поэтов в творческой интерпретации Пастернака-переводчика.

Нобелевская премия, 58, её роль в трагедии последних лет. Музей Пастернака в Переделкино. Литературоведческие и мемуарно-биографические труды о поэте.