logo
РПД для ГАК

Владимир владимирович маяковский (1893-1930)

Поэтические принципы творчества Маяковского 1910-х годов. Антибуржуазная и антивоенная направленность его стихотворений и поэм. Своеобразие лирического субъекта. Диалоги героя с небом и Богом. Маяковский и футуристы. Слово и словотворчество. Приёмы живописи и кино в произведениях словесного искусства. Поэмы «Флейта-позвоночник», 15, «Человек», 16, «Люблю», 22. Обнажённость лирического чувства, поиск духовной опоры.

Поэтическое прославление революционных надежд. «Левый марш», 18. Пьеса «Мистерия-буфф», 18. Сочетание эстетики народного массового театра, символической драмы и авторской комедии. Поэтика условного искусства, меткость речевых характеристик. Поэма «150000000», 20. Противоборство Вильсона и Ивана. Сказочные компоненты сюжета. Работа Маяковского в РОСТА. Мастерство графико-живописного и словесного сатирического плаката. Эстетическая платформа Маяковского в 20-е годы. «Необычайное приключение…», 20, «Приказ по армии искусств», 21, «Юбилейное», 24, «Разговор с фининспектором о поэзии», 26, «Послание пролетарским поэтам», 26, «Сергею Есенину», 26.

Стихотворные жанры в творчестве 20-х годов: лирико-иронические зарисовки, репортажи, сатирические портреты, агитки, послания, «разговоры», оды, обновлённые элегии, поэтические декларации. Поездки Маяковского по стране и за рубеж. Героические и патриотические мотивы в лирике: «Товарищу Нетте…», 26, «Стихи о советском паспорте», 29. Прославление энтузиазма, труда: «Рассказ …о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», 29. «Рассказ литейщика Ивана Козырева…», 28. Разговорная речь в поэзии. Стихи детям: «Что такое хорошо…», 25, «История Власа…», 26. Любовная лирика: «Разговор на Одесском рейде…», 26, «Письмо товарищу Кострову из Парижа…», 28, «Письмо Татьяне Яковлевой», 28. Личное, социальное, космическое, трагическое в лирике Маяковского. Авторская борьба с порабощённостью человека бытом: «О дряни», 22, «Небоскрёб в разрезе», 22. Стихи в защиту человеческого достоинства: «Блэк энд уайт», 25, «Маруся отравилась», 27. Антибюрократическая сатира: «Прозаседавшиеся», 22. Сатирические портреты: «Сплетник», 28, «Подлиза», 28, «Помпадур», 28.

Жанр поэмы в 20-е годы. Жизненно-биографическая основа и эстетическое своеобразие поэмы «Про это», 23. Связь идейно-философских и эстетических элементов поэмы с предшествующими произведениями. Художественное время и пространство в поэмах «Владимир Ильич Ленин», 25, и «Хорошо!», 27. Злободневное и вечное в поэмах. Лирические и философско-социологические обобщения. «Во весь голос», 30, – поэтическое завещание Маяковского. Диалог с будущим. Понимание долга перед временем и вечностью.

Особенности ритмики, разнообразие рифм, сложность лирического «я», «мы», характерные особенности адресата в поэзии Маяковского.

Зрелищный характер последних пьес Маяковского: комедии «Клоп», 28, драмы «Баня», 30. Мастерство сатирического саморазоблачения персонажа. Присыпкин – порождение нэпа, пролетарий, жаждущий отдыха и наслаждений. Победоносиков как заглавная фигура утверждающегося сталинизма. Образ будущего в пьесах.

Вклад Маяковского в русскую поэзию. Литературоведение о поэте.