logo
РПД для ГАК

Леонид максимович леонов (1899 – 1994)

Первые литературные опыты в газете «Северное утро» (Архангельск). Служба в Белой и Красной армиях, 18. Тема судьбы культуры в повести «Конец мелкого человека», 23. Философия русской смуты в романе «Барсуки», 24, поэме «Запись на бересте», 26, повести «Белая ночь», 28. Роман «Вор», 27, 2-я ред. 59: антигуманность принципа «исторической необходимости», нравственный крах Дмитрия Векшина. Художнический дар тонкого психолога.

Тема «духовной провинциальности» и стихийной склонности деревни к жестокости в драматургии: «Унтиловск», 28, «Усмирение Бададошкина», 29. Художественное освещение наступления социализма на естество жизни в романе «Соть», 30. Народные массы и руководитель (Увадьев, Потёмкин). Научные, социально-нравственные и философско-эстетические мотивы в романах «Скутаревский», 32, «Дорога на океан», 36. Исследование сложных связей человека и эпохи в творчестве 30-х годов. Предвоенная драматургия: «Половчанские сады», 38, «Волк», 38, «Метель», 39; освещение болезненных проблем времени.

Творчество военных лет. Повесть «Взятие Великошумска», 44. Русский человек в минуту опасности, природа нравственный облик человека в эпоху войны, символическая насыщенность детали. Пьесы «Нашествие», 42, 2-я ред. 60, «Ленушка», 43. Традиции Чехова в драматургии Леонова. Пьеса «Золотая карета», 46: символический смысл названия. Проблема свободы и нравственной ответственности человека. Романтический и трагический пафос.

Роман «Русский лес», 53. Ёмкость и многозначность символа «русский лес». Отношение к природе и нравственный облик людей. Поколение Вихрова, Крайнова, Морщихина и поколение Поленьки, Родиона, Вари: оценки поступков, искусства, исторических событий. Проблема нравственной нечистоплотности (Грацианский), авторская версия её истоков. Дискуссия вокруг романа. Особенности жанра философского романа: обилие авторских рассуждений, отступлений, монологов-размышлений персонажей. Стиль и язык произведения.

Киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли», 61. «Маленький человек» в мире катастроф. Роль реминисценций из русской классики ХIХ и начала ХХ в.: Раскольников и Мак-Кинли, «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф. Достоевского и спор епископа с Сатаной. Киноповесть Л. Леонова и повесть Л. Андреева «Красный смех», 04. Неорелигиозные концепции гармонизации мира и угрозы апокалипсиса. Своеобразие композиции, сюжетные элементы киноповести, значение гротеска, мистических эпизодов, роль авторской иронии.

Судьба повести «Evgenia Ivanovna», 38, 63; авторское переосмысление ведущих идей начала ХХ в.: «русский вопрос» и тема «западного человека» (Стратонов и Пикеринг, Женя), идеи вселенского спасения («византийство» и кровавый социальный опыт «вселенских батьков с револьверами»), авторская версия истории Отечества. Соседство иронического и лирико-патетического. Мастерство психологизма. Признание духовной высоты эмигрантов. Противостояние женского и мужского варианта национального русского характера.

«Роман-наваждение» «Пирамида», 94. Авторское осмысление духовной истории человечества; трагические итоги и антиутопические проекции истории ХХ в. Символическое значение образа Пирамиды. Противостояние духовной и материалистической концепций бытия. Реминисценции и аллюзии на ветхозаветные и новозаветные источники. Библейские роли героев в романе: «ангел», «пророки», «мученики», «проповедники», «юродивые» и «ясновидящие» (Дымков, о. Матвей, диакон Аблаев, Дуня, Никанор, др.); «сатана», новые «прокураторы», «мытари», «вероотступники» и новообращённые «апостолы» (Шатаницкий, «Минотавр», Вадим, Егор, товарищ Скуднов, др.). Опора на неканонические тексты (книгу Еноха, идеи гностиков). Образ Сталина. Авторское определение жанра, сложность композиции, пространные философские рассуждения автора и героев, соседство реалистического и мистического планов.

Значение наследия Л. Леонова для русской литературы.