logo
РПД для ГАК

Алексей николаевич толстой (1883 -1945)

Своеобразие таланта А. Н. Толстого. Многотемность и многожанровость творчества, изобразительное и речевое мастерство.

Писательская деятельность А.Н. Толстого до 1917 года: неореалист, "органический художник". Период эмиграции. Повесть "Детство Никиты", 22. Живое воссоздание старой России. Мироощущение главного героя. Лиризм, тонкий психологизм. Произведения, отражающие события русской истории: "Наваждение", "День Петра", "Повесть смутного времени", 22.

Возвращение на родину. Жизнь русской эмиграции в рассказах и повестях 20-х годов: «Эмигранты», 23, «Похождения Невзорова, или Ибикус», 24 (плутовской роман ХХ века), «Рукопись, найденная под кроватью». Фантастические романы «Аэлита», 23, «Гиперболоид инженера Гарина», 27 – классика приключенческой литературы. Заострённость социальной проблематики. Произведения о трагических изломах революции и гражданской войны: «Гадюка», 25, «Голубые города», 28.

«Хождение по мукам», 22-41. Замысел и творческая история произведения. Судьбы России, интеллигенции в революционную эпоху. Изменение политических ориентиров автора. Художественные достоинства произведения. Нравственные искания героев. Историческая хроникальность и авантюрность сюжета. Повесть «Хлеб», 37, как исполнение «социального заказа».

Роман «Петр Первый», 29-45. Работа над романом как «вхождение в историю через современность». Художественное освещение борьбы эпох, идеологических и нравственных противоречий. Пути художественного «оживления» образа Петра. Национально-патриотический пафос. Речевое и изобразительное мастерство, пластичность изображения эпохи и характеров.

А. Толстой в годы Великой Отечественной войны: антифашистская публицистика: «Родина», 41, «Разгневанная Россия», 42, «Несокрушимая крепость». Проблематика и поэтика «Рассказов Ивана Сударева», 42; драматическая дилогия «Иван Грозный»,43, – воспевание прогрессивного царя в борьбе с боярами-ретроградами, оправданность жестокости.

ВЕЛИМИР (ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ) ХЛЕБНИКОВ (1885–1922)

Своеобразие мифопоэтического мышления. Происхождение и образование Хлебникова. Знакомство с Вяч. Ивановым, 08. Участие в подготовке и реализации футуристических деклараций: «Студия импрессионистов», 09, «Садок судей», 09, «Пощёчина общественному вкусу», 12, «Требник троих», 13, «Труба марсиан», 16. Отзыв Кузмина о стихах Хлебникова как о «гениально-сумасшедших», 09. Книги, изданные совместно с А. Кручёных: «Игра в аду», 12, «Мир с конца», 12, «Слово как таковое», 13.

Филологические изыскания «простейшего языка»: «Учитель и ученик», 12. Единство истории, математики и филологии в интерпретации истории, пророческие озарения поэта. Стихотворения, опубликованные Д. Бурлюком: «Затычка», 14, «Творения». Т.1, 14. Сопротивление технократическому шествию цивилизации («Ряв о железных дорогах»), 16.

Путешествия по стране 1917-1922 гг. Поэтическая декларация «Воззвание Председателей Земного Шара», 17. Послеоктябрьские поэмы: «Каменная баба» 19, «Поэт» 19, 21, «Ночь в окопе» 20, «Ночь перед советами» 21, «Ночной обыск» 21, «Переворот во Владивостоке» 21, «Синие оковы», «Тиран без Тэ. Встреча» 21, 22, маленькие поэмы: «Три сестры», «Шествие осеней Пятигорска», 21, «Уструг Разина», 22. Обобщающие метафоры природно-космического и социального бытия, специфика поэтических интерпретаций времени, социальных трагедий. Математические вычисления закономерности исторических событий: сборник «Лирень», 20. Концепция словотворчества. Заумный язык в сверхповести «Зангези», 20-22. Значение творчества Хлебникова для русской поэзии ХХ века.