logo
РПД для ГАК

Михаил афанасьевич булгаков (1891-1940)

Особенности дарования: артистизм, сплав реализма с гротеском, фантасмагорией, сатиры с философичностью.

Начало писательской деятельности. Творчество 20-х годов. Остроумие и цепкая наблюдательность в повести «Записки на манжетах», 21-23, рассказах «Записки юного врача», 25-27. Проблематика ранних повестей Булгакова, 23-25: «Дьяволиада»,23, «Роковые яйца», 25, «Собачье сердце», 25, 87. Гоголевские и щедринские традиции. Диагноз новому человеку и новому обществу. Новаторское преломление темы гражданской войны в романе «Белая гвардия», 25. Быт и бытие русского интеллигента в смутное время. Сквозные символы, их значения.

Драматургия Булгакова. Трагедия самоопределения героев в пьесах «Дни Турбинных», 26, «Бег», 28. Отказ от вульгарных антинэпмановских трактовок в трагифарсе «Зойкина квартира», 26. Пародия на «левый» революционный театр в пьесе-памфлете «Багровый остров», 27. Драма творческой личности в пьесе «Кабала святош», 30. Разнообразие тематики пьес Булгакова 30-х годов: «Иван Васильевич», «Последние дни. (Пушкин)», «Дон Кихот». История пьесы «Батум».

Судьба художника в романах «Жизнь господина де Мольера», 30, и «Театральный роман» («Записки покойника»), 35-37.

«Мастер и Маргарита», 28-40, как роман-мениппея. Особенности композиции. Смысл художественной трансформации евангельского сюжета. Проблемы добра и зла, “света” и “покоя”. Сочетание двух планов – реального и условного. Сознательные параллели нескольких рядов персонажей: Мастер – Иешуа, Воланд – Пилат и др. Сатирическая картина московского быта. Судьба писателя и его романа.

Сценические и кинематографические интерпретации Булгакова. Влияние его творчества на русскую и европейскую литературу. Булгаков в критике и литературоведении.