logo
РПД для ГАК

4.3. Поэзия 1970-2000-х годов

Генезис современных поэтических течений, школ, групп. Традиции русской классики и новые открытия в философской лирике Л. Мартынова, Д. Самойлова, А.Тарковского, Ю. Кузнецова, М. Дудина, Г. Горбовского, В. Сосноры; в зрелом творчестве «тихих» лириков В. Соколова, Н. Рубцова, А. Жигулина. Духовная поэзия С. Аверинцева, А. Цветкова, З. Миркиной, С. Липкина, Л. Миллер. Стихи-песни иеромонаха о. Романа.

Эволюция творчества «эстрадных» поэтов. Темы и сюжеты произведений Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, А. Вознесенского 70-90-х годов. Известные мастера русской поэзии – В. Соколов, К. Ваншенкин, Б. Чичибабин, Ю. Левитанский – на новом (80-90-е годы) этапе развития литературы.

Поэтические сборники как форма выражения творческой индивидуальности: «Свеча», 77, «Сад», 87, Б. Ахмадулиной; «Идут белые снеги», 69, «В полный рост», 77, Е. Евтушенко; «Дубовый лист виолончельный»,75, А. Вознесенского; «В логове голоса», 90, Ю. Мориц; «Дневные сны», 86, «Ночная музыка», 91, А. Кушнера, «Береговая полоса», 89, «Темнота зеркал», 90, Е. Рейна; «Всю смерть поправ…», 97, Т. Глушковой; «Русский зигзаг», 99, Ю. Кузнецова, «Наземный переход», 89, О. Хлебникова, «Пока вы любите», 85, «Скучно русскому быть мёртвым!..», 2001, Г. Красникова.

Сложность творческого пути Н. М. Рубцова. Поэтические книги «Лирика», 65, «Звезда полей», 67, «Душа хранит», 69 , «Сосен шум», 70, «Зеленые цветы», 71. Неповторимость лирического голоса поэта. Естественность поэтической речи. Тревога поэта за русскую культуру. Усиление значения лирики Н. Рубцова для развития поэзии в 1970-1990-е годы.

Жанр поэмы. «По праву памяти», 69, 87, А. Твардовского; «Дом», 73, «Золотая гора», 86, Ю. Кузнецова; «Снегопад», 75, Д. Самойлова; «Даль памяти», 77, Е. Исаева; «Мама и нейтронная бомба», 82, «Фуку», 86, Е. Евтушенко; «Ров», 87, «Рапсодия распада», 89, А. Вознесенского, «Кубик Рубика», 84, О. Хлебникова. Снижение активности крупной стихотворной формы.

Публикации из творческого наследия репрессированных поэтов: В. Шаламова – «Колымские тетради», 94, книга поэм Д. Андреева – «Русские боги», 33-56, 93. Обнародование написанного «в стол»: А. Ахматовой – поэмы «Реквием», 40, 89, сборника Д. Самойлова – «Черта», 94.

Течения первой половины ХХ века и различные ветви постмодернистской поэзии: от двоемирия символистов к множественности реальностей метареалистов (метаметафористов): творческая эволюция И. Жданова, А. Парщикова, О. Седаковой, А. Еременко, В. Аристова, Е. Шварц. От «антиэстетизма» авангардистов 1910-1920-х годов и обэриутов – к «конкретной» поэзии «лианозовцев»: Е. и Л. Кропивницких, Г. Сапгира, И. Холина, Я. Сатуновского, Вс. Некрасова, концептуализму Д. Пригова и Л. Рубинштейна, Т. Кибирова, иронической поэзии И. Иртеньева. «Орден куртуазных маньеристов»: В. Степанов, К. Григорьев, В. Пеленгрэ, Дм. Быков. Сюрреализм или неофутуризм поэзии Н. Искренко.

Поиски в области стихотворной формы. «Видеомы» А. Вознесенского и его сборник «Гадание по книге», 95. Графические эксперименты «лианозовцев» И. Холина и Г. Сапгира, поэта «новой волны» В. Друка. Взаимосвязь изобразительного и словесного рядов в книге Д. Пригова «Пятьдесят капелек крови», 93. Разнообразие верлибра последних десятилетий – «Антология русского верлибра», 91, книги Г. Айги, К. Джангирова, Г. Красникова.

Палиндромические стихи Н. Ладыгина – «Золото лоз», 93, М. Крепса, «Мухи и их ум», Д. Авалиани. Цикл миниатюр («гариков») И. Губермана, одностишия В. Вишневского.

Творчество создателей авторской песниБ. Окуджавы, Ю. Визбора, Н. Матвеевой, А. Городницкого, А. Галича, Ю. Кима, В. Егорова.

Феномен поэзии В. С. Высоцкого.

Тенденция к сближению жанров авторской песни и рока в 1980-1990-е годы: ансамбли авторской песни и рок-барды. Национально-патриотические мотивы и формы в творчестве А. Башлачева: «Посошок», 90.

Лучшие образцы рок-поэзии. Острая социальная тематика рок-поэзии 1970-1980-х годов. Песни А. Макаревича, Б. Гребенщикова, К. Никольского, А. Романова, Ю. Шевчука, В. Цоя, К.Кинчева, Ю. Шевчука. Рок-антологии «Блюз из подвала», 90, «Альтернатива», 91.

Поэзия эмиграции «третьей волны». Социально-нравственный пафос лирики Н. Коржавина, Н. Горбаневской, духовная поэзия Ю. Кублановского, эстетизм А. Цветкова, Б. Кенжеева. Поэзия нобелевского лауреата (87) И. Бродского: сложное переплетение религиозных и богоборческих мотивов, традиционного и авангардного начала в его поэтике, «трагическая ирония». Книги И. Бродского на Родине – «Назидание», 90, «Избранное», 93, «Сочинения в четырёх томах», 92-94.

Поэтические журналы «Воум!» и «Арион»; возрождение традиции коллективных поэтических вечеров-концертов.