logo
РПД для ГАК

Иосиф александрович бродский (1940 – 1996)

Ранняя творческая зрелость Иосифа Александровича Бродского. «Внутренняя эмиграция» из «малого» времени в «большое», в культуру. Влияние античной литературы и английской поэзии (Д. Донн, Т. Эллиот). Формирование в стихах конца 50-х – начала 60-х годов основ уникального художественного мира Бродского: «Пилигримы», 58, «Рождественский романс», 61, «Большая элегия Джону Дону», 63. Религиозность и богоборчество, традиционное и авангардное в поэтике, «трагическая ирония» лирического героя.

Судебные преследования Бродского за «тунеядство», 64, пятилетняя ссылка с принудительными работами. Вынужденный отъезд из СССР, 72. Творческая и преподавательская деятельность в США.

Циклы 1970-х–1980-х годов: «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», «Часть речи», «Римские элегии» и другие. Длинные и многострофные стихотворения: «Разговор с небожителем», 70, «Бабочка», 72, «Строфы», 78 и другие. Поэмы «Шествие», 61, «Исаак и Авраам», 63, «Горбунов и Горчаков», 65–68, др. Приверженность к большим формам. Многословие и ассоциативность мышления.

Нобелевская премия по литературе 1987 года. Элегически-ироническая позиция лирического героя, акцент на неприятии абсурдного мира, одиночество в «заселенном пространстве»: «Fin de Siécle», 89. Сочетание высокого и низкого, торжественного и бранного, неметрическая, «пульсирующая» строка. Неметричность и стилевая «недифферентность» как показатели строгости процесса мышления.

Бродский как эссеист: «Послесловие к «Котловану» А. Платонова, 73, «Поэт и проза», 79, «О Достоевском», 80 и др.; образец анализа стихотворной лирики – «Об одном стихотворении», 81. «Нобелевская лекция», 87, – формулировка жизненного и творческого кредо автора. Отношение Бродского к поэзии как высшей ценности, мысль о диктате языка.