logo
РПД для ГАК

Николай степанович гумилёв (1886-1921)

Возвращение в 1918 году Н.С. Гумилева в Россию. Просветительная, организаторская, педагогическая, переводческая деятельность Гумилева. «Цех поэтов», руководство студией «Звучащая раковина», лекции «По теории поэзии», «По истории поэзии», 19, статья «Анатомия стихотворения», 21, избрание председателем Петроградского отделения Союза Поэтов (февр., 21).

Книга «Костер», 18. Мотивы творчества и прапамяти, раздумья о вечных общечеловеческих ценностях, поиск провиденциальной истины («Прапамять», «Стокгольм», «Творчество»). Образы других цивилизаций. Постижение таинства любви: «О тебе», «Сон», «Телефон», «Юг», «Рассыпающая звезды», «Канцона I», «Канцона II». Выразительность пейзажной лирики. Предвидение своей трагической судьбы: «Я и вы», «Рабочий».

«Фарфоровый павильон», 18, – переложение китайских поэтов.

Трансформация африканского и ближневосточного фольклора: «Мик. Африканская поэма», 18, «Дитя Аллаха. Арабская сказка», 21.

Сб. «Шатер», 21. Личностное звучание «африканских» стихов Гумилева. Насыщенность пейзажными и бытовыми зарисовками. Философский символический подтекст в стихотворениях «Вступление», «Египет», «Сахара», «Экваториальный лес».

Сборник стихов «Огненный столп», 21, – вершина творчества Н.С. Гумилева. Обращение к вечным философским вопросам: противоречия души и тела, сущность памяти, времени и пространства. Ассоциативность образного строя. Оригинальность форм. Глубина поэтических прозрений: «Память», «Лес», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай». Библейские мотивы и реминисценции: «Память», «Душа и тело», «Слово», «Звездный ужас». Открытие дара любви: «Лес», «Слонёнок», «Канцона I», «Канцона II». Поэтические завещания: «Молитва мастеров», «Мои читатели». Посмертно изданный сб. «К синей звезде. Неизданные стихи», 23. Возвращение к традициям символизма.

Трагическая судьба Гумилева; возвращение наследия поэта современному читателю и исследователю.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895-1925)

Особенности лирического дара Есенина. Национальный характер его творчества. Фольклорные и классические традиции есенинского стиха.

Христианство и язычество, природное «тайновиденье» в книге стихов «Радуница», 15. Основные темы дореволюционного творчества: крестьянский быт, живопись русской природы, перевоплощения лирического героя, евангельские образы. Взаимодействие с творчеством Н. Клюева, С. Клычкова.

Богоборческие настроения в послереволюционных произведениях: «Инония», 18, «Небесный барабанщик», 18, «Пантократор», 19. Имажинистское окружение поэта. Анархические мотивы циклов «Исповедь хулигана», 21, «Стихи скандалиста», 23, «Москва кабацкая», 24. Диалог поэта с современностью в маленьких поэмах «Возвращение на родину», 24, «Русь Советская», 24, «Письмо к женщине», 24. Обаяние любовной лирики поэта. Циклы «Любовь хулигана», 24, «Персидские мотивы», 25 и др.

Творческая интерпретация истории и современности в зрелой поэзии Есенина: драматические поэмы «Пугачев», 22, «Страна негодяев», 24-25; поэмы «Баллада о двадцати шести», 24, «Песнь о великом походе», 24. Отражение духовного кризиса эпохи и осмысление катастрофичности бытия в поэмах «Анна Снегина», «Черный человек», 25. Авторский идеал прекрасного.

Трагическая судьба поэта. «Высокая человечность» поэзии Есенина. Особенности метафоричности, звуковой организации стихов. Посмертная судьба творчества поэта, его влияние на русскую поэзию ХХ века.