logo
РПД для ГАК

Часть 2. Литература Русского зарубежья

При планировании изучения курса внимание сосредоточено на творчестве эмигрантов только первой волны. Выделение их деятельности закономерно. Наследие писателей, уехавших за пределы России вскоре после Октябрьской революции 1917 года, на редкость объёмно, многогранно, обладает непреходящей философско-эстетической ценностью, значением для развития мирового искусства; именно в период 1920-х-начала 1930-х годов сложилось за пределами нашей страны небывалое дотоле объединение крупнейших сил отечественной культуры, со своими центрами, союзами, издательствами, периодической печатью, – в ряде городов Европы и Дальнего Востока. Этот феномен получил название – Русское зарубежье. Эмигранты двух последующих волн его столь высокий статус поддержать не смогли.

Большой пласт русской зарубежной литературы 1920-х-1940-х годов был создан мастерами прозы и поэзии, получившими широкое признание на родине уже в начале ХХ столетия: И. Буниным, А. Куприным, Б. Зайцевым, И. Шмелёвым, А. Ремизовым, Д. Мережковским, З. Гиппиус, К. Бальмонтом, Вяч. Ивановым, М. Цветаевой, Сашей Чёрным… Их завоевания были достойно пополнены младшим поколением, ступившим на путь творчества незадолго до 1917 года либо в эмиграции: М. Осоргиным, Г. Газдановым, В. Набоковым, Вл. Ходасевичем, Б. Поплавским, Н. Оцупом, Г. Ивановым, Г. Адамовичем, Ю. Мандельштамом. Разнообразие авторских эстетических позиций, художественных союзов и кружков, ориентаций журналов и газет предопределило необходимость рассмотрения литературной жизни этого времени. Ряд параграфов настоящей программы обращён к её характеристике.

Деятели Русского зарубежья высоко почитали традиции художников ХIХ столетия и открытия Серебряного века. Но, в силу воздействия трагической эпохи, собственных напряжённых духовных устремлений, проложили новое русло в искусстве. На этом пути наметились общие для участников литературного процесса проблемы и строго индивидуальное их разрешение. Трудные для студенческого освоения темы сопоставительного плана вынесены на практические занятия (там, где этой формы аудиторной работы нет, предложены в качестве спецвопросов):

  1. «Своеобразие автобиографической прозы» – на основе сравнительного анализа романов И. Бунина, А. Куприна, Б. Зайцева, И. Шмелёва;

  2. «Особенности концепции любви», выявленной средствами соотнесения сочинений широкого круга писателей;

  3. «Образ России» в романах Г. Газданова «Вечер у Клэр», В. Набокова «Машенька»;

  4. «Обобщённо-условные принципы изображения в произведениях Б. Поплавского «Аполлон Безобразов», В. Набокова «Приглашение на казнь»;

  5. «Общее и самобытное в образе лирического субъекта в поэтических сборниках М. Цветаевой «После России» и Вл. Ходасевича «Тяжёлая лира»;

  6. «Трагическое начало в лирике Б. Поплавского и Г. Иванова» (с привлечением различных циклов).

Другой важной задачей, поставленной перед студентами, стало осмысление крупнейших индивидуальностей в их развитии. Настоящую программу в её значительной части составляют разделы монографического характера. В прозе и поэзии тех, чьё наследие изучалось в предшествующем курсе литературы Серебряного века, акцент поставлен на проявившихся в эмиграции новых свершениях. Более подробно освещена творческая эволюция до недавнего времени почти неизвестных широкому читателю Вл. Ходасевича, Г. Газданова, Б. Поплавского, Г. Иванова, поздней М. Цветаевой, круга разных сочинений В. Набокова.

С целью углубить знания столь обширного материала, полученные на лекциях, практических занятиях, при чтении рекомендованных преподавателем книг, в программу изучения курса могут быть включены письменные работы. Они активизируют самостоятельное изучение отдельных актуальных мотивов литературы Русского зарубежья и специфического для каждого автора художественного мастерства при их воплощении. Предложенные задания направлены к достижениям, ярко сказавшимся в одном или двух, внутренне родственных произведениях того или иного поэта, прозаика. Примером тематики письменных работ первой группы могут служить следующие:

  1. Функции пейзажа в романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева».

  2. Традиции Ф.М. Достоевского в создании А. Куприным образа Симонова («Жанетта: Принцесса четырёх улиц»).

  3. Поток сознания в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр».

  4. Мотивы жизни и смерти в сборнике лирики Б. Поплавского «В венке из воска».

  5. Тема высокого искусства в поэтическом сборнике М. Цветаевой «Ремесло».

  6. Любовь как Божий дар в повести «Суламифь» и романе «Колесо времени» А. Куприна.

  7. Мотив голубой звезды в повестях Б. Зайцева «Голубая звезда», «Странное путешествие».

  8. Образ творческой личности в романах «Защита Лужина», «Дар» В. Набокова.

  9. Мотив одиночества в цикле «Разлука» и его преодоление в сборнике «После России» М. Цветаевой.

  10. Эволюция темы любви от книги «Отплытие на остров Цитеру» к книге «1943-1958. Стихи» Г. Иванова.