logo
РПД для ГАК

Валентин григорьевич распутин (род. 1937)

Начало творческого пути. Учёба на филологическом факультете Иркутского университета (окончил в 1959). Книги очерков: «Костровые новых городов», «Край возле самого неба». Издание книги рассказов «Человек с того света», 65.

Повесть «Деньги для Марии», 67. Условность сюжета и достоверность характеров. Кузьма и Мария. Чувства и переживания героев. Повесть «Последний срок», 70. Авторское внимание к богатому, сложному и динамичному внутреннему миру человека. Анализ памяти, сознания, интуиции и подсознания. Черты авторского эпопейного мышления в психологической повести. Попытки прикоснуться к тайне смерти и тайне жизни. Повесть «Живи и помни», 74. Трагическая судьба человека в суровую эпоху. Художественное исследование процесса самонаказания героя. Авторский спор с примитивными представлениями о человеке и отношениях людей с миром. Смысл названия, многоплановость повествования. Традиции Достоевского, Бунина. Богатство и выразительность языка повести.

«Прощание с Матёрой», 74. Произведение – «модель мира». Авторское постижение бытия в его цельности и «конечности». Образ старухи Дарьи. Внимание писателя к тайным, непостижимым сторонам бытия, связям мира живых с миром ушедших поколений. Фольклорно-фантастический образ Хозяина острова. Символические образы и картины. Пластичность изображения деревенской жизни. Повесть «Пожар», 85. Усиление социологического, аналитического начала. Публицистическая заострённость проблем современности. Образ Ивана Петровича Егорова. Слитность голосов автора и героя.

Рассказы «Рудольфио», 65, «Уроки французского», 73, «Наташа», 81, «Что передать вороне», 81, «Век живи – век люби», 82. Пристальный анализ различных метаморфоз многосложной человеческой души. Авторское внимание к интуиции, творческое понимание ответственности. Своеобразие проблематики и поэтики рассказов 90-х годов. «В ту же землю», «Изба», «Женский разговор», «Видение».

Общественная и публицистическая деятельность Распутина, авторитет в России и за рубежом.