logo
РПД для ГАК

4.1. Вехи литературного процесса

Нарастающее воздействие на литературу классики русской социально-философской мысли: П. Чаадаева, славянофилов, философов «серебряного века» и русского зарубежья – В. Соловьева, В. Розанова, Л. Шестова, Н. Бердяева, И. Ильина и др. Сборник статей «Из-под глыб», 74. Выход академического собрания сочинений Ф. М. Достоевского, 70-80. Достоевский в художественном сознании современных писателей: В. Астафьева, В. Распутина, В. Быкова, С. Залыгина, В. Максимова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, Ф. Горенштейна.

Война в Афганистане. Курс на перестройку, демократизацию и гласность. Общественно-литературное сознание до и после Чернобыльской трагедии. «Саркофаг» В. Губарева, «Чернобыльская тетрадь» Гр. Медведева, «Чернобыль» Ю. Щербака, «Чернобыль. Совершенно секретно» А. Ярошинской.

Политические преследования инакомыслящих. Давление официальных кругов на «Новый мир» А. Т. Твардовского. Исключение из союза писателей, выдворение из страны А. И. Солженицына и отъезд за границу В. Аксёнова, И. Бродского, В. Войновича, А. Галича, В. Максимова, В. Некрасова, Саши Соколова и других. Самиздат и т. н. «секретарская» литература. Альманах «Метрополь», 79, судьба его участников.

Постижение экологических проблем в контексте социально-исторических конфликтов. Борьба писателей, возглавляемая С. П. Залыгиным, против поворота северных рек на юг. Необходимость «экологии культуры» (Д. С. Лихачев). Влияние социально-политических перемен на судьбы и состояние искусства и литературы. Распад СССР. Война на Кавказе. Критика догматической эстетики, приоритет общечеловеческих ценностей перед классовыми. Восстановление деятельности церквей. Новые формы литературной жизни. Ослабление влияния и реорганизация союзов писателей; литературно-художественные журналы в новых экономических условиях; реформирование издательского дела; литературно-художественные журналы, альманахи и сборники: «Новое литературное обозрение», «Слово», «Наше наследие», «Согласие», «Личное дело №», «Антология русского верлибра», «Зеркало», «Новая волна», «Весть», «Чистые Пруды», «Вкус», «Время Икс», «Соло» и другие.

Начало воссоединения звеньев литературного процесса ХХ века: снятие цензурных запретов с произведений А. Ахматовой, А. Бека, О.Волкова, М. Волошина, М. Горького, В. Гроссмана, Н. Гумилева, Ю. Домбровского, В. Дудинцева, Н. Клюева, Б. Пастернака, А. Твардовского, В. Тендрякова, Ю. Трифонова, В. Шаламова. Возвращение на родину произведений писателей, проживавшихза границей: Е. Замятина, В. Набокова, Б. Зайцева, И. Шмелёва, В. Ходасевича, А. Солженицына, В. Аксенова, И. Бродского, Г. Владимова, В. Войновича, С. Довлатова.

Богатство и разнообразие содержания произведений, оригинальность исканий в области художественной формы. Сатира и парадокс, гротеск и абсурд, символизация и фантастика, ирония и пародия, «центонность» как приём современных авторов. Возрождение нереалистических тенденций в развитии литературы. Понятие об андеграунде и «другой» прозе.

Возникновение постмодернизма: соц-арта, метареализма, концептуализма и др. Использование элементов авангардизма, сюрреализма, натурализма, экспрессионизма. Синкретичность как характерная черта современного литературного процесса. Взаимопроникновение различных видов искусства (синэстетизм): литературы и живописи (лианозовская школа, «Видеомы» А. Вознесенского), поэзии и музыки (творчество бардов, рок-поэзия). Публицистичность – отличительная особенность литературы 1980-х годов: «Печальный детектив», 86, В. Астафьева, «Пожар», 85, В. Распутина, «Фуку», 85, Е. Евтушенко.

Новое осмысление традиций русской литературы ХХ века в связи с переоценкой социальных идей и эстетических канонов. Тенденция к возвращению традиций реализма в начале ХХI века.