logo search
РПД для ГАК

4.4. Драматургия 1970-2000-х годов

Творчество признанных мастеров социально-психологической драмы. Актуальность содержания, острота конфликтов, оригинальность драматургических решений в пьесах: А. Арбузова «Старомодная комедия»,75, «Сказки старого Арбата», «Победительница»,83; А. Володина «Дульсинея Тобосская»,75, «Ящерица», 83, «Кастручча», 88; В. Розова «Гнездо глухаря», «Кабанчик»; Л. Зорина «Покровские ворота»,74, «Карнавал», 81; Э. Радзинского «Беседы с Сократом», 85, «Спортивные игры 1981 года», 85.

Жанр психологической драмы-комедии в творчестве А. Вампилова: «Прощание в июне», 64, «Старший сын», 65. Интерес драматурга к острым социальным конфликтам. Трагедия крушения и утраты идеалов. Зилов и «зиловщина» в «Утиной охоте», 68. Увлекательность сценического действия, мастерство завязывания сюжета, резкая очерченность характеров в пьесах «Прошлым летом в Чулимске», 71, «Провинциальные анекдоты», 71. Воздействие творческого опыта Вампилова на современную драматургию.

Публицистичность пьес М. Шатрова: «Так победим!», 82, «Брестский мир», 87, «Дальше, дальше, дальше…», 88, новаторство, дискуссионный характер.

«Производственная» тема в драматургии 70-х годов, причины обострившегося внимания к трудовым конфликтам, новые характеры и ситуации (И. Дворецкий, «Человек со стороны», 72, Г. Бокарев, «Сталевары», 72, А. Гельман, «Протокол одного заседания», 75, «Мы, нижеподписавшиеся», 79). Кризис «производственной драмы» к началу 80-х годов.

«Новая волна» в русской драматургии. Особенности конфликта и героя в пьесах: А. Галин, «Звезды на утреннем небе», 88; Л. Петрушевская, «Квартира Коломбины», 81, «Три девушки в голубом», 83, «Московский хор», «Темная комната»; А. Дударев, «Свалка», 88; В. Мережко, «Женский стол в охотничьем зале»; Э. Радзинский, «Спортивные игры 1981 года», «Наш Декамерон», «Я стою у ресторана», 87; В. Дозорцев, «Последний посетитель»; С. Злотников, «Пришел мужчина к женщине», «Дурацкая жизнь»; А. Казанцев, «Сны Евгении», 90.

«Новая драма». Обнажение глубин сознания с помощью речевой игры, сниженной лексики, натуралистических элементов в пьесах Н. Коляды «Вор», «Игра в фанты», «Барак», «Мурлин Мурло», «Полонез Огиньского», 94, «Канотье», 93, «Рогатка», 90, «Мы едем, едем», 97, «Уйди, уйди», 98; О. Ернева «Мы пришли», 89; А. Железцова «Гвоздь», 97, «Аскольдова могила»; А. Шипенко «Смерть Ван Халена», 89, «Археология», «Верона», «Натуральное хозяйство в Шамбале», 91. Сборник «Восемь нехороших пьес», 90. Авангардистские приметы «новой драмы»: сплав трагического и комического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного.

Постмодернизм в современной русской драматургии: «В землянке», «Пельмени» В. Сорокина; «Русский инвалидъ» за 18 июля…», 93, М. Угарова, «Сад осьминогов», «Ла фюнф ин дер люфт» А. Шипенко; «Пластилин», «Чёрное молоко», В. Сигарёва. Переплетение быта и фантасмагории, жизни, превращенной в миф, низведенной до сказки («Русский сон» О. Михайловой, «Как старики умирать ходили» Б. Гаврилова). Современный русский авангардный театр и западная абсурдистская драма. Сарказм и гротеск в современной драме: «Кот домашний средней пушистости», 90, В. Войновича и Гр. Горина; «Сны Евгении», 90, А. Казанцева; «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», 85, Вен. Ерофеева; «Из жизни камикадзе», 91, А. Шипенко.

Жанровая палитра современной русской комедиографии; сатирическая комедия («Цитата», «Лузган» Л. Зорина, «Кресло» А. Алтаева), комедия-памфлет («Сдвиг по фазе» М. Казовского), эксцентрическая комедия («Бдым», «Сцены у фонтана» С. Злотникова), комедия-лубок («Печка на колесе» Н. Семеновой), «чёрная» комедия («Медовый месяц в лагере смерти» А. Козловского, «Бес…» А. Иванова) и др. Расширение жанровых параметров, «смешение» жанров, тяготение комедии к драме, её насыщение мелодраматическими и трагико-комедийными мотивами.

* * *

Переломный характер литературы конца 1990-х-2000-х годов. Переход в новое тысячелетие. Новые задачи критики и литературоведения.