logo search
РПД для ГАК

Владимир владимирович набоков (1899-1977)

Причины эмиграции, периоды жизни в Англии, Германии, Франции. Многожанровость русскоязычного творчества. Сборники стихов «Горний путь», «Гроздь»: самобытность лирического мироощущения, загадки интуитивных порывов и прозрений. Интенсивность развития оригинальных романных форм. «Машенька», 26: преодоление традиционных тем (драмы эмиграции, ностальгии по России, молодости), раскрытие трагической сущности реального мира, его иллюзорности, «выпадение» личности из живой жизни, переосмысление обманчивых ценностей; стиль повествования – производное лейтмотива непреодолимого одиночества субъекта; язык необычных символов, ассоциаций, цветописи. Роман «Защита Лужина», 29–30: связь с «Машенькой», но предельное усиление мотива всепроникающего миража, «сна жизни» текущей; развитие внутренней темы романа – одержимого подсознательными открытиями таланта, творчества (образ Лужина в противовес всем другим персонажам), «нюх души» – осознание своей судьбы главным героем, его «уход» от повседневной реальности; странность поведения Лужина – результат исключительных душевных состояний одаренной личности и авторского поклонения ей. Мироощущение русского эмигранта в повести «Король, дама, валет», 28. Новая форма развенчания сложившегося миропорядка в романе «Камера обскура»: образ «перевернутого» мира, сквозное «овеществление» метафоры (названия произведения) – всеобщая утрата зрения, победа мрака; функции авторской иронии, пародии; парадокс – стилистическая фигура – как «подтекстовая» оценка происходящего. Самобытная структура «Приглашения на казнь», 35-36: условность сюжета, образов, отношений в целях создания абсурдного «царства», извратившего все жизненные процессы, галерея вымороченных фигур, вопиющее искажение всех понятий, символика нравственного уродства; традиции Ф.М. Достоевского, автора «Записок из подполья», «Бесов», Э.Т. Гартмана, Ф. Кафки. Широкое обобщение духовности, творческого горения в образе Цинцинната Ц., смысл его противостояния абсурдному миру, опора на христианскую философию, этику, трансформация учения об Иисусе Христе, вытекающие отсюда особенности облика, поведения, судьбы главного героя романа. Концепция художественного творчества в романе «Дар», 37: исходные способности поэта Годунова-Чердынцева (воображение, чувственное ощущение красоты, острота интуиции, спонтанное тяготение к культуре); редкое обогащение природных дарований в поэтическом сознании («перемещение» во времени и пространстве, обладание «памятью о будущем»», открытие своего, особого смысла вечных ценностей – творчества, любви, свободы); обусловленность таким художественным процессом разных форм повествования, языковой образности, «свободной» композиции; причины обращения писателя к личности Н. Чернышевского, спорность её толкования. Истоки стилевого новаторства В. Набокова.