Марина ивановна цветаева (1892-1941)
Причины и периоды эмиграции поэтессы. Драматизм её положения в Праге, затем Париже. Циклы и сборники стихов, изданные в Берлине. Цикл «Разлука»: трагические мотивы расставания, одиночества, испытания; образ лирической героини; символика мучительных переживаний и мужественных устремлений, особенности поэтического синтаксиса. Сборник лирики «Ремесло»: поклонение высокому искусству, переходу от «часа ученичества» к часу творчества, одиночеству «песнопевца»; мужание души и прощание с молодостью, образ Музы, обращение к поэтам-современникам, историко-культурные реминисценции. Сборник стихов «Психея. Романтика»: значимость подзаголовка сборника; романтические мотивы гаданья, заклинанья – освобождения от злой судьбы; романтический образ Байрона; философская насыщенность подборки стихов "Бессонница" (испепеляющей душу бессонности – зоркости, мудрости); мастерство создания романтических образов: внутренних состояний личности, состояний природы; напряженность лирического монолога, обращение к форме прямой речи, диалогу. Пражские поэмы. Сотрудничество в журнале «Воля России». «Поэма Горы»: автобиографическая основа, образное сочетание природных реалий с романтическим обобщением человеческих чувств, сквозной мотив высокого (горнего) начала в любви, противопоставление бытия скучному быту; трагическая окраска поэмы; разнообразие афористических форм, оригинальность фразеологии. «Поэма Конца»: продолжение «Поэмы Горы», усиление внутреннего напряжения лирической героини, острые контрасты земля – небо, быт – бытие, «горизонт» чувств – вертикаль духовного подъема; неожиданность внутренних ассоциаций, внимание к интонации, звучанию слова, их подпорка по фонетическому признаку для усиления сходных или контрастных понятий, средства выражения душевного потрясения. Трудности жизни Цветаевой в Париже. «Поэма лестницы»: «повесть о том, как живет и работает черная лестница» (Цветаева), образы «пасынков большого города», философское осмысление трагедии их существования; неприятие лжецивилизации и романтическая мечта о возврате в первозданное, Природное лоно; трехплановость образа лестницы, двузначность образа огня; функции городских и домашних реалий; обращение к библейским мотивам; ирония и боль сопереживания страждущим. Сложные отношения поэтессы с русскими эмигрантами в Париже. Статья Цветаевой «Поэт о критике», развенчивающая многих исследователей литературы. Переписка Цветаевой с Р.-М. Рильке и Б.Л. Пастернаком. Новый этап лирики поэтессы. Книга стихов «После России»: укрупнение, развитие ведущих мотивов предшествующего творчества, слияние тоски по России, тайны родины с тоской по Царству Небесному, предназначение поэта – преклонение перед божественной благодатью, трагическое мироощущение как одухотворение страданием творчества. Рождение провидческого дара в муках испытаний огнём и немотой («Сивилла»); противоречия любви, жизни и обретение высшей гармонии в полете души к Богу, в слиянии с природой («Деревья»); многоголосье сборника, чужие голоса («персонажей», природных стихий) как слагаемые авторского голоса, полифонизм созданного мира, использование античных, библейских, историко-литературных образов, язык звуков, шумов и магия тишины, скрывающей таинства Горнего Духа; обогащение ранее достигнутых поэтических приемов. Значение пушкинской темы в творчестве Цветаевой 30-х гг. – лирической прозы («Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв»), поэтического цикла «Стихи к Пушкину»: раскрытие сложного процесса от детского восприятия Пушкина до зрелого постижения русского гения, создание в стихотворном цикле многогранного образа великого поэта, его роли в русской истории, в творческом самоопределении Цветаевой; оригинальность и смелость художественных обобщений. Трагические обстоятельства возвращения на родину, гибели поэтессы. Новаторские достижения поэзии Цветаевой.
- Рабочая программа дисциплины история русской литературы
- От составителей
- Часть 1. Русская литература конца 1910-х–1930-х годов («серебряный век») Динамика политических и литературных событий
- 1.1. Основные вехи литературного процесса конца 1910-1930-х гг.
- 1.2. Поэзия конца 1910-х–1930-х годов
- 1.3. Проза конца 1910-х–1930-х годов
- 1.4. Драматургия конца 1910-1930 годов
- 1.5. Монографические темы андрей белый (борис николаевич бугаев, 1880–1934)
- Александр александрович блок (1880-1921)
- Михаил афанасьевич булгаков (1891-1940)
- Максимилиан александрович волошин (1877-1932)
- Максим горький (алексей максимович пешков, 1868-1936)
- Николай степанович гумилёв (1886-1921)
- Михаил михайлович зощенко (1895–1958)
- Николай алексеевич клюев (1884–1937)
- Осип эмильевич мандельштам (1891–1938)
- Владимир владимирович маяковский (1893-1930)
- Андрей платонович платонов (1899 – 1951)
- Алексей николаевич толстой (1883 -1945)
- Марина ивановна цветаева (1892–1941)
- Часть 2. Литература Русского зарубежья
- 2. 1. Сущность и значение определения «Литература Русского зарубежья»
- 2.2. Литературные объединения и организации 1920-1930-х гг.
- 2. 3. Характеристика ряда крупнейших периодических изданий
- 1) Парижские журналы и газеты.
- 3) Пражские периодические издания.
- 2. 4. Творчество русских эмигрантов первой волны Проза иван алексеевич бунин (1870-1953)
- Гайто (георгий) иванович газданов (1903-1971)
- Борис константинович зайцев (1881-1972)
- Александр иванович куприн (1870-1938)
- Владимир владимирович набоков (1899-1977)
- Алексей михайлович ремизов (1877-1957)
- Иван сергеевич шмелёв (1873-1950)
- Поэзия эмиграции первой волны георгий владимирович иванов (1894-1958)
- Борис юлианович поплавский (1903-1935)
- Владислав фелицианович ходасевич (1886-1939)
- Марина ивановна цветаева (1892-1941)
- 2. 5. Онтологическая направленность литературы Русского зарубежья 1920-1930-х гг.
- 2.6. Литература
- Часть 3. Русская литература 1950–1970-х годов
- 3.1. Главные вехи литературной жизни 1940-1960-х гг.
- 3.2. Литература военного времени
- Проза второй половины 1940-х–1960-х годов
- 3.4. Поэзия второй половины 1940-х–1960-х годов
- 3.5. Драматургия 1940 – 1960-х годов
- Монографические темы
- Анна андреевна ахматова (1889-1966)
- Николай алексеевич заболоцкий (1903–1958)
- Леонид максимович леонов (1899 – 1994)
- Борис леонидович пастернак (1890-1960)
- Константин георгиевич паустовский (1892 - 1968)
- Александр трифонович твардовский (1910–1971)
- Александр александрович фадеев (1901-1956)
- Михаил александрович шолохов (1905–1984)
- Часть 4. Русская литература 1970–2000-х гг.
- 4.1. Вехи литературного процесса
- 4.2. Проза 1970-2000-х годов
- 4.3. Поэзия 1970-2000-х годов
- 4.4. Драматургия 1970-2000-х годов
- 4.5.Монографические темы
- Фёдор александрович абрамов (1920-1983)
- Виктор петрович астафьев (1924 - 2001)
- Василий иванович белов (род. В 1932)
- Иосиф александрович бродский (1940 – 1996)
- Александр валентинович вампилов (1937–1972)
- Сергей павлович залыгин (1913 – 2000)
- Валентин григорьевич распутин (род. 1937)
- Николай михайлович рубцов (1936 – 1971)
- Александр исаевич солженицын (р. 1918)
- Юрий валентинович трифонов (1925-1981)
- Василий макарович шукшин (1929 – 1974)
- Часть 5. Библиография Труды общего характера
- Труды об отдельных авторах
- Часть 1. Литература конца 1910-х-1930-х годов……………………………………..........5
- Часть 2. Литература Русского зарубежья (Автор-составитель л.А. Смирнова)………21
- Часть 3. Литература 1940-1960-х годов…………………………………………………...34
- Часть 4. Литература 1970-2000-х годов…………………………………………………..48
- Часть 5. Методические рекомендации по выполнению письменных работ………...64
- Часть 6. Библиография………………………………………………………………………84
- Составители: