logo search
РПД для ГАК

Иван сергеевич шмелёв (1873-1950)

Причины эмиграции. Отражение кошмаров большевистского террора в Крыму – книга «Солнце мертвых»: глубина конкретных наблюдений и раздумий о сущности человека, о судьбе страны, разнонаправленность образов-символов. Проза второй половины 20-30-х гг. Тоска по утраченной родине в рассказах «Про одну старуху. Новые рассказы о России», 27, «Степное чудо. Сказки», 27, «Свет разума. Новые рассказы о России», 28, «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», «Родное. Про нашу Россию», 31, «На пеньках», романы «История любовная», «Солдаты»: проникновение во внутренние противоречия человека, авторская мечта о возрождении души, воплощение традиций православной философии и морали, ценности исторического прошлого России. Поклонение патриархально-народному мироощущения, религиозному чувству в романе «Няня из Москвы». Неприятие позиций Шмелева эмигрантами «левой» ориентации, травля писателя. Почитатели его таланта: Вас. И. Немирович-Данченко, К. Бальмонт, И. Ильин, А. Карташев, др. Широкое обобщение русской атмосферы – роман «Лето Господне», 27-33: своеобразие композиции, её функции в раскрытии связей между природой и религиозной обрядовостью России, народным трудовым бытом и православной нрав­ственностью; выразители этих духовных ценностей, их влияние на созревание души автобиографического героя; сочетание эпического и лирического начал повествования. Повесть «Богомолье», 35: движение богомольцев к обители Живоначальной Троицы (Сергиев Посад) как подъём души к вершинам православной веры; функции образов-символов. Работа писателя над «духовным романом» в задуманной тетралогии «Пути небесные» (закончены две части): пути изживания греха, очищения человеческой души, её слияние с откровениями православия. Обогащение художественного мира писателя в творчестве эмигрантского периода.