logo search
Учебник по американской литературе

Художественные открытия америки и другие открытия Война Севера и Юга. Период Реконструкции

1850-е годы как время некоего подведения итогов усугубили недоумение большой части нации: в самой свободной стране мира, вдохновляемой мечтой о справедливом, совершенном общественном устройстве, сохранялись узаконенное рабство, практика дискриминации коренного населения (принудительных перемещений и регулярного нарушения договоров), отрицалось право голосования и другие гражданские права женщин. Эти социальные противоречия подлежали скорейшему урегулированию, конкретные пути которого виделись достаточно сложными и травматичными. Завершилась же вторая треть XIX века приходом в Белый дом президента Авраама Линкольна (в 1860) и началом Гражданской войны (1861—1865).

Нация раскололась на два лагеря. Одиннадцать Южных штатов: обе Каролины, Джорджия, Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана, Техас, Виргиния, Теннеси и Арканзас — заявили о своем выходе из США и создании независимой Конфедерации под управлением избранного ими президента Джефферсона Дэвиса. При этом они опирались на права, гарантированные Конституцией, и на основные принципы "Декларации независимости". На Севере, однако, в штатах, отказавшихся от рабовладения еще в 1887 году, этот акт со стороны южан вызвал небывалое кипение общественных страстей: отделение Конфедерации угрожало распадом Союза и крахом надежд на упразднение рабства и восстановление социальной справедливости на всей территории лишь недавно ставшего огромным государства.

К этим общественно-политическим соображениям, естественно, примешивались и экономические: лишение южного хлопка, табака и другой экспортной и сырьевой продукции аграрных штатов серьезно ущемляло интересы индустриального Севера. Определенные основания имела и весьма распространенная теория "непримиримого антагонизма" между американскими Севером и Югом, выдвинутая Эдвардом А. Поллардом сразу после окончания войны. Согласно этой теории, Север и Юг Америки изначально развивались как два взаимно антагонистических общества, образ жизни которых, базировавшийся на диаметрально противоположных принципах экономики, соответственно, индустриальном и аграрном, отстаивался каждой из сторон как единственно верная модель устройства американского государства в целом. Этот конфликт был настолько резок и глубок, что исключал какое-либо примирение и неизбежно вел к войне.

Надо заметить, что данный конфликт постоянно подогревался "человеческим фактором" — прочно укоренившимися стереотипами обывательского мышления и той и другой стороны. В восприятии "северян" (жителей Новой Англии и центральных штатов) Юг был жестоким, отсталым, сопротивлявшимся социальному прогрессу регионом, где всем заправлял Король Хлопок и где истязали бедных негров, Север же — истинно демократическим государством всеобщего равенства, идущим по пути прогресса к построению совершенного общества. Для южан, напротив, собственная культура была рафинированной и утонченной, а цивилизация "янки" — грубой и материалистически ограниченной, их культурная тирания и провинциальное самовосхваление несносными, а северные капиталисты куда более жестокими, чем южные рабовладельцы, ибо они изнуряли непосильным трудом даже детей и престарелых.

В ключевом вопросе о рабстве в южных штатах, послужившим непосредственным предлогом войны, искаженное восприятие обеих сторон проявилось особенно остро: "северяне" существенно преувеличивали жестокость плантаторов по отношению к неграм, южане — свою опеку над вверенным им чернокожим народом:

"И негры нежатся в объятьях рабства,

Воспитывалась в нем вся эта раса", — писал поэт-южанин У.Дж. Грэйсон. В основной массе рабы по-христиански мирились со своей участью, но случались и отдельные вспышки протеста, подобные кровавому восстанию, устроенному Натом Тернером в 1831 году "во имя освобождения его порабощенных братьев и под воздействием божественных знаков и голосов", — как пояснил Тернер на суде. Это событие настолько потрясло американское сознание, что не забылось даже после Гражданской войны в Америке и отмены рабства. Во второй половине XX столетия писатель-южанин Уильям Стайрон создал роман "Признания Ната Тернера", посвященный событиям полуторавековой давности. В XIX же веке подобные факты глубоко печалили и весьма озадачивали белых благодетелей: впитанные с детства расистские предубеждения мешали им признать за неграми чувство человеческого достоинства и стремление к свободе.

Несмотря на все попытки ослабить противостояние Севера и Юга и не дать разгореться конфликту (Миссурийский Компромисс 1820 года, Компромисс 1850 года), 12 апреля 1861 началась Гражданская война. Союзными войсками командовал генерал Улисс Грант (в недалеком будущем президент США), армией конфедератов — генерал Роберт Ли; в конце 40-х оба участвовали в Мексиканской кампании и знали друг друга лично. Гражданская война продолжалась четыре года и оказалась самой страшной и кровавой во всей национальной истории: 600 тысяч убитых (более 250 тысяч в армии конфедератов, более 350 тысяч — в значительно превосходящей ее численностью армии Союза) — это больше, чем Америка потеряла за все остальные вместе взятые войны.

Исход войны общеизвестен: победили "северяне", и южные штаты были интегрированы в состав единого американского государства. Юг лежал в развалинах, и жизнь здесь надо было начинать заново. Экономике Севера также предстояло перестраиваться на мирные рельсы. Следовало трудоустроить толпы освобожденных чернокожих граждан. Через пять дней после капитуляции конфедератов (9 апреля 1865 года) от руки убийцы пал популярнейший президент Авраам Линкольн, который намеревался восстанавливать мирную жизнь в стране, следуя принципу: "не злоба, но милосердие ко всем".

Период Реконструкции оказался чреватым конфликтами и часто бывал продолжением войны иными средствами. Два срока президентского правления доблестного генерала Улисса Гранта, охватившие почти весь этот период, были отмечены некомпетентностью и коррупцией. На Юге хозяйничали, да и просто мародерствовали "саквояжники" — "белая голытьба", привлеченная сюда с Севера возможностью легкой добычи. Определенную, и не только мнимую опасность представляли не обученные никакой профессии и приученные к рабской психологии чернокожие южане — прежние невольники с плантаций и домашние слуги, ныне выбитые из привычной колеи; для защиты от них белого населения и был создан печально знаменитый Ку-клукс-клан.

Против Юга были приняты жесткие меры, южане, в свою очередь, попытались вернуть прежний порядок, введя в целом ряде штатов так называемые "Черные кодексы", лишавшие афроамериканцев практически всех гражданских прав. Политика дискриминации черных американцев под девизом "отделены, но равноправны" продолжалась еще почти столетие, и тяжелых социальных, экономических, политических и нравственных последствий ее не избегли ни Север, ни Юг.