logo search
РПД для ГАК

Виктор петрович астафьев (1924 - 2001)

Ранние деревенские впечатления, опыт бесприютного детства в Игарке, участие в войне - формирование мировоззрения будущего писателя. Первый широкий успех у читателя - повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», 60, «Кража», 66: первые подступы к темам детства, войны, природы и человека. Исповедальность.

Развитие традиций русской прозы ХIХ и ХХ вв. - И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина в повестях «Последний поклон», 67, заключительные главы - 92, и «Царь-рыба», 72-75. Авторское определение «повествований в прозе» и перспективы жанра. Ключевые темы и образы как сюжетообразующие скрепы. Судьба героя-повествователя Вити Потылицына и нескольких поколений его предков. Выявление причин духовного и нравственного оскудения деревни. Особенности мировосприятия главного героя; детство как почва для формирования творческого сознания художника. Обращение к глобальной взаимосвязи экологической проблемы с нравственным состоянием человечества. Роль фольклорных реминисценций. Философская наполненность, поэтичность, синтез эпического и лирического начал в повествовании.

«Ода русскому огороду», 72: антиутопические черты в повести; «огород», природа как духовная ойкумена человечества. Обоснованность сочетания контрастных подходов: символизм, гиперболизация, «плакатность» в прологе - и тонкая импрессионистичность, прозрачная цветопись основных глав. Повесть «Жизнь прожить», 85: разрыв духовной связи поколений, особенности лирического повествования.

Роман «Печальный детектив», 82-85, рассказ «Людочка», 87: наполнение детективного сюжета философско-публицистическим содержанием, раздумья о нарушении связи времен, об исходе духовности из мира, образы Сошнина и Людочки.

Проза Астафьева 80-х-90-х г. г. о войне: «Так хочется жить», 85, «Пастух и пастушка», 67, дораб. и опубл. 89, «Обертон», 96, «Пролётный гусь», «Весёлый солдат», 98, роман «Прокляты и убиты», 94. Новый ракурс рассмотрения войны. Отказ от понятия «справедливых войн», общий пацифистский пафос произведений. Авторская версия «летящей в бездну культуры»: идеализация доцивилизационной эры существования человечества. Перенесение внимания на внутреннюю жизнь индивидуума. Человек и война: Борис Костяев, Люся, старшина Мохнаков («Пастух и пастушка»); капитан Щусь, Коля Рындин, Лёшка Шестаков («Прокляты и убиты»). Критическое освещение темы тоталитаризма. Сгущение натуралистических элементов в обрисовке военных событий, роль философских размышлений, авторских лирических отступлений; контрастное сочетание «идиллии», легенды и реалистического повествования. Споры в современной критике вокруг романа «Прокляты и убиты».

«Затеси», 61-82: обилие тем и жанров (рассказы, стихотворения в прозе, эссе); мемуарный аспект. Литературные позиции писателя в публицистических книгах «Всему свой час», 85, «Зрячий посох», 88.

Значение наследия В. П. Астафьева для истории русской литературы ХХ века.