logo search
РПД для ГАК

3.5. Драматургия 1940 – 1960-х годов

Работа театральных коллективов на фронте. «Выездные» спектакли, обновление репертуара.

Публицистичность пьесы А. Корнейчука «Фронт», 42. Конфликт между Горловым и Огнёвым. Апофеоз военной науки и критика безнравственного со стороны командира требования героизма от подчинённых.

Раскрытие героической сути простого человека на войне в пьесе К. Симонова «Русские люди», 42. Лирико-патетическое звучание ключевых сцен и эпизодов. Нравственная прямолинейность характера комбата Сафонова. Тонкий психологизм пьесы Л. Леонова «Нашествие», 42. Традиции Чехова в создании «подводного течения». Обобщающие символы и «кричащие» детали. Судьба и характер Фёдора Таланова. Гротесковые и сатирические элементы в образах врагов. Собирательный портрет воюющего народа в пьесах Ю. Чепурина, «Сталинградцы», 43; А. Крона, «Офицер флота», 43; Б. Лавренева, «За тех, кто в море», 45. Аллегоризм пьесы Е. Шварца «Дракон», 43, её творческая история и сценическая судьба.

Потребность в лёгких жанрах на сцене по окончании войны. Запрет на развлекательные, безыдейные пьесы в постановлении «О репертуаре драматических театров», 46. Влияние на драматургию теории бесконфликтности. Обилие легковесных, схематичных пьес: «Зелёная улица», 48, А. Сурова; «В одном городе», 47, «Московский характер», 48, А. Софронова; «Калиновая роща», 50, «Крылья», 54, А. Корнейчука и др.

Редкие удачи послевоенных лет: «Старые друзья», 45, Л. Малюгина; «Встреча с юностью», 48, А. Арбузова; «Гости», 54, Л. Зорина. Социально-философская драма Л. Леонова «Золотая карета», 46, 55, 64. Ёмкая символика. Проблема выбора. Историко-биографические пьесы: А. Штейн, «Флаг адмирала», 50; Б. Лавренёв, «Лермонтов», 53; Вс. Иванов, «Ломоносов».

Всплеск драматургии после ХХ съезда КПСС: расширение тем, острота конфликтов. Появление новых театров: «Современник», 56-57; театр на Таганке, 65. Приход плеяды молодых драматургов: В. Розова, Л. Зорина, А. Володина, С. Алешина, Э. Радзинского, М. Рощина.

Оживление жанра лирической мелодрамы. Скрытая поэзия и острый драматизм повседневной жизни в пьесах А. Арбузова «Иркутская история», 59, «Мой бедный Марат», 65; С. Алешина «Все остается людям», 59; В. Розова «В поисках радости», 57, «Неравный бой», 60; А. Володина «Пять вечеров», 59; Л. Зорина «Варшавская мелодия», 67; Э. Радзинского «104 страницы про любовь», 64.

Обновление военной темы в пьесах А. Штейна «Гостиница «Астория», 56; А. Салынского «Барабанщица», 58; Ю. Эдлиса «Где твой брат, Авель?», 56; В. Ежова «Соловьиная ночь», 69.

Историко-документальные драмы. Противоречивая Лениниана М. Шатрова «Именем революции», 58, «Шестое июля», 64, 73, «Большевики», 67. Пушкинская эпоха в пьесах Л. Зорина «Декабристы», 67, и «Медная бабушка», 70.

Обновление театральной культуры на основе бытового натурализма и лирического психологизма в режиссуре Г. Товстоногова, Ю. Любимова, О. Ефремова, А. Эфроса, Н. Акимова.