logo search
РПД для ГАК

3.2. Литература военного времени

Военный художественно-публицистический очерк. Тематическое обогащение; восстановление связей с нравственно-философскими и эстетическими исканиями предшественников: обращение к историческим славянским и древнерусским корням народного патриотизма, подчеркнутый натурализм повествования как средство возбудить ненависть к врагу: А.Н. Толстой, «Родина», 41, «Несокрушимая крепость», 42, «Разгневанная Россия», 42; М.А. Шолохов, «Военнопленные», 42; А.А. Фадеев, «Ленинград в дни блокады», 44, «Бессмертие», 44; И.Г. Эренбург, «Ненависть и презрение», 42, «Отечество в опасности», 42, цикл очерков «Россия», 42. Военные очерки и рассказы Б.Н. Полевого (отд. сборник «Мы – советские люди», 48), К.М. Симонова («От Чёрного до Баренцева моря», 42 – 45), В.С. Гроссмана («Сталинградские очерки», 43): отражение событий на фронте и в тылу, литературные портреты воинов-героев.

Основные тенденции развития художественной прозы военного периода и первых послевоенных лет. Художественно-документальные книги руководителей партизанского движения – П. Вершигоры «Люди с чистой совестью»,46, Д. Медведева «Это было под Ровно» («Сильные духом»,48, 51). Изображение мужества, самоотверженности человека в повести «Народ бессмертен», 42, В.С. Гроссмана, «Повести о настоящем человеке»,46, Б.Н. Полевого. Авторское условие правдивости повествования о битве за Москву в произведении А. Бека «Волоколамское шоссе», 43-44. Романтическое осмысление подвига советских людей в цикле рассказов Л. С. Соболева «Морская душа», 42, в художественных и художественно-документальных повестях Б. Л. Горбатова «Непокорённые», 43, В.Л. Василевской «Радуга», 42.

Роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия», 45, идеологическое освещение темы долга, сюжетная увлекательность, заострение эпизодов, связанных с опасностью; чередование приёмов приключенческой литературы с патетикой, лирикой и публицистикой. Авторский гимн юности.

«Русский характер» и его испытание войной в освещении А.Н. Толстого («Рассказы Ивана Сударева», 42-44), Л.М. Леонова (повесть «Взятие Великошумска», 44), М.А. Шолохова (роман «Они сражались за Родину», 42, 49, 69); язык как средство выражения национального самосознания русского солдата.

Панорамное и психологическое изображение войны в повестях: К.М. Симонова «Дни и ночи», 43-44, К.Д. Воробьева «Это мы, Господи!», 44, 89, В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», 46, В.Ф. Пановой «Спутники», 46, Э.Г. Казакевича «Звезда», 47. Уникальность воплощения военной темы в творчестве А. Платонова; философская проблематика рассказов и повестей «Одухотворённые люди», 42, «Афродита», 44, 62, «Возвращение», 46: разрушительная сущность войны; война и детство, материнство. Осмысление противоречий в сознании героев, вопросы семейного и казённого воспитания; новые герои: русский интеллигент, военнопленный, женщина в условиях войны. Доминирующая мысль о хрупкости жизни перед стихией войны. Усложнение художественной палитры: приоритет диалогов перед батальными сценами, контрасты лирического и натуралистического стиля.

Героические традиции прошлого в исторических романах военного времени: А.Н. Степанова «Порт-Артур», 40, 42, С.П. Бородина «Дмитрий Донской», 41, В.Г. Яна «Батый», 42.

Философская лирическая проза: поэма в прозе М.М. Пришвина «Повесть нашего времени», 44; психолого-аналитические произведения М. Зощенко «Перед восходом солнца», 43, лирические рассказы-«настроения» К. Г. Паустовского «Кружевница Настя», 43, «Правая рука», 43, «Снег», 43, «Стеклянные бусы», 44, «Бриз», 44, «Фенино счастье», 44, «Молитва мадам Бовэ», 45, «Белая радуга», 45, «Бабушкин сад», 45, «Ночь в октябре», 46, «Дождливый рассвет», 46, др.; продолжение тургеневских и бунинских традиций лирического повествования.

Авторское освоение фольклорных жанров: сказы П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», 39, дополнные издания 42, 50, сказки А.П. Платонова («Волшебное кольцо», «Финист – ясный сокол», «Умная внучка», др., 47-50, и М.М. Пришвина «Кладовая солнца», 45, «предания» и «жития» Б. В. Шергина о «мирских святых» Севера «Поморщина-корабельщина», 47: усложнение исходных сюжетов, психологическая индивидуализация сказочных персонажей, развитие лесковских традиций, народная этимология.

Поэзия военного времени

Поэзия периода Великой Отечественной войны как художественная летопись страны и народа. Раскрытие силы духа, героизма, мужества – на фронте и в тылу. Активизация жанров: стихотворного послания (К. Симонов), агитационной поэзии («Окна ТАСС»), баллады («Сын артиллериста», 41, К. Симонова, «Баллада о товарище», А. Твардовского). Расцвет песенной лирики: «До свиданья, города и хаты…», 41, «Ой, туманы мои...», «Огонек», 43, «В прифронтовом лесу», 42, М. Исаковского, «Бьётся в тесной печурке огонь», 41, А. Суркова, «Соловьи», 60, А. Фатьянова. и др. Патриотизм и гражданский пафос стихов А. Ахматовой, Н. Тихонова. Антифашистская сатира в стихах А. Безыменского, Д. Бедного, С. Кирсанова, С. Маршака.

Жанр поэмы. Особое место книги про бойца «Василий Теркин», 41-45, А.Твардовского. Универсальность, эпопейность поэтического повествования о народной трагедии, отражение характерных черт народа-воина. Пафос жизнестойкости. Образ молодого борца с фашизмом в поэмах: «Зоя», 42, М. Алигер, «Сын», 43, П. Антокольского. Тема мужества в “ленинградских” поэмах: Н.Тихонова «Киров с нами», 41; В. Инбер «Пулковский меридиан», 43; О. Берггольц «Февральский дневник», 42, «Ленинградская поэма», 42.

Формирование нового поэтического поколения: С. Гудзенко, Ю. Друнина, М. Дудин, М. Луконин, С. Наровчатов, Н. Старшинов, А. Тарковский.