logo search
РПД для ГАК

3.4. Поэзия второй половины 1940-х–1960-х годов

Основные мотивы послевоенной поэзии: боль утрат, гордость победы, проблема памяти, надежды на будущее в сборниках Ю. Друниной «В солдатской шинели», 48, А. Межирова «Дорога далека», 48, С. Орлова «Поход продолжается», 48, С. Гудзенко «Солдатские стихи», 51, Н. Старшинова «Друзьям», 51, и др.

Картины военной и мирной жизни в поэмах А. Твардовского «Дом у дороги», 46, М. Дудина «Вчера была война», 48, и др. Публицистическая поэзия: сборники К. Симонова «Друзья и враги», 48, А. Суркова «Миру – мир», 50, Н. Тихонова «Два потока», 51, и др. Оскорбительная оценка поэзии А. Ахматовой в постановлении ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», 46.

Поэзия «оттепели». Поэтический «бум» 60-х: могучий взрыв поэтического творчества, массовый интерес к стихам. Актуальность темы неповторимости личности, уход от идеологических штампов, полемичность, надежды на скорое освобождение от пороков.

Завершение творческой эволюции поэтов старшего поколения: Н. Заболоцкого (сб. «Стихитворения», 57); Б. Пастернака (цикл «Когда разгуляется», 56-59); А. Ахматовой («Бег времени», 65) – приход к «неслыханной простоте» и мудрости. Полоса активного оригинального творчества у наследников «серебряного века»: А. Тарковского, М. Петровых, С. Липкина. Мучительный опыт недавней истории в лирике и поэмах А. Твардовского «За далью – даль», 50-60, «По праву памяти», 69, 87. Творческое обновление В. Луговского, «Солнцеворот», 56; А. Прокофьева, «Приглашение к путешествию», 60; М. Светлова, сб. «Охотничий домик», 61; Н. Асеева, «Лад», 61; Л. Мартынова, «Первородство», 65.

«Эстрадная», «громкая» поэзия. Выступления перед массовой аудиторией. Обновление традиций В. Маяковского, гуманистическая направленность, высокая патетика, гражданственность: А. Вознесенский, сб. «Треугольная груша», 62, «Антимиры», 64; Е. Евтушенко, сб. «Нежность», 62, поэма «Братская ГЭС», 65; Б. Окуджава, «Весёлый барабанщик», 64; Р. Рождественский, сб. «Необитаемые острова», 62, поэмы «Реквием», 61. Изысканный эстетизм Б. Ахмадулиной (сб. «Струна», 62).

«Тихая» лирика, условность этого термина. Возвращение поэтов к истокам национальной культуры. Традиции русской пейзажной и философской лирики в поэзии А. Жигулина (сб. «Рельсы», 63, «Память», 64), Н. Рубцова (сб. «Лирика», 65), Е. Винокурова (сб. «Лицо человеческое», 60, «Характеры», 65), В. Соколова («Смена дней», 65), К. Ваншенкина (сб. «Надпись на книге», 66, «Окна», 62), Н. Старшинова («Солдатская юность»), 56,. «Психологический натурализм» Б. Слуцкого (сб. «Время», 59, «Память. Стихи 1944-1968». Поэтическая зоркость Д. Самойлова (сб. «Ближние страны», 58, «Второй перевал», 63). Поэтические образы героев-современников в поэзии Я. Смелякова: повесть в стихах «Строгая любовь», 56; сб. «Хорошая девочка Лида», 63, «Милые красавицы России», 68.

Рукописно-кулуарное зарождение нео-авангарда. Нео-футуризм в творчестве В. Казакова, В. Сосноры, Г. Айги. Наследники обэриутов О. Григорьев и В. Уфлянд. Поэты “лианозовской группы”: Е. и Л. Кропивницкие, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, И. Холин, Я. Сатуновский. Творческие поиски ленинградских поэтов: И. Бродского, Е. Рейна, А. Кушнера, Д. Бобышева, А. Наймана, Г. Горбовского.

Феномен авторской песни: М. Анчаров, Б. Окуджава, Ю. Визбор, А. Якушева, Н. Матвеева.