logo search
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Синяя птица (l'oisean bleu. 1908)

— поэтичная пьеса, в которой использованы мотивы и приемы народных сказок. В ней участвуют не только люди, но и души животных (Кот, Пес), Сахара, Хлеба, Воды, Огня. В сопровождении этих персонажей дети дровосека — мальчик Тильтиль и девочка Митиль — переживают множество приключений, странствуя в поисках Синей птицы, которая должна излечить больную девочку. Они

[65]

побывали в царстве прошлого, в царстве будущего и т. п. Пьеса заканчивается тем, что дети просыпаются в своей комнате. Тильтиль отдает больной девочке-соседке серенькую птичку, которая всегда жила у него в клетке. Девочка сразу выздоравливает. Правда, в последнюю минуту птичка улетает, но Тильтиль не приходит в отчаяние: он уверен, что поймает ее. Синяя птица в пьесе — символ человеческого счастья. Это веселое и грустное, лиричное и мудрое повествование исполнено веры в доброту и силу человека, в его победу над силами природы, голодом, нищетой. Право первой постановки Метерлинк передал К.С.Станиславскому; с 30 сентября 1908 г. пьеса идет на сцене МХАТа.

Произведения

Пьесы.— М.: Искусство, 1958.— 573 с.— (Б-ка драматурга); Пьесы.— В кн.: Верхарн Э. Стихо­творения; Зори. Метерлинк М. Пьесы, М.. 1972, с. 344—578; Синяя птица / Пер. Н.Любимова.— Л.: Искусство, 1975.— 269 с. L'oiseau Ыеи. - Paris: Fasquelle, 1953.- XII, 274 p.; Theatre: En 3 vol.- Paris: Fasquelle, [1950—1953).

Литература Станиславский К. В гостях у Метерлинка. — Собр. соч.: В 8 т. М., 1954, т. I, с. 322—325;

Шкунаева И. Ранний театр Мориса Метерлинка; Театр Метерлинка в начале XX века.— В кн.:

Шкунаева И. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней, М., 1973, с. 27—162.

Bodart R. Maurice Maeterlinck: Choix de textes, temoignages, bibliographie. — Paris: Seghers, 1962.—

207 p.; Maurice Maeterlinck, 1862—1962 / [Pnbl.j sous la direction dc J. Hanse et R. Vivier. — Bruxelles:

Renaissance du livre, 1962.— 547 p.; Pasqnier A. Maurice Maeterlinck.— Bruxelles: Renaissance du livre, [1963].— 295 p.; Postio M. Maeterlinck et le symbolisme.— Paris: Nizet, 1970.— 254 p.