logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Франц верфель (franz werfel. 1890-1945)

— писатель, для творчества которого характерно стремление пронести верность традициям европей­ской гуманистической культуры через сложные социальные и духовные противоречия и бурные исторические коллизии XX столетия. Верфель родился в Праге, большую часть жизни провел в Вене. С 1938 г., после присоединения Австрии к владениям Третьего рейха, писатель жил в эмиграции:

сначала — во Франции, а с 1940 г.— в США, где и умер вскоре после окончания войны. Начинал Верфель свою литературную деятельность как лирик и драматург-экспрессионист. Но уже в 1920-е гг. в творчестве писателя все явственней проявляется тяготение к реализму. Достижением Верфеля в этот период следует признать его новеллы, среди которых выделяются «Смерть обывателя», «Дом печали», «Отчуждение» (все — 1927), а также близкий к ним по проблематике и стилю роман «Однокашники» (1928). Глубокий психологизм сочетается в этих произведениях с резкой критикой нравственного убожества общественных отношений. Стремясь противопоставить отрицательным явлениям своего времени гуманистические идеалы, Верфель создает в 1932 г. роман «Сорок дней Муса-дага» — героическую эпопею о борьбе армянского народа против турецкого геноцида. Приход Гитлера к власти был воспринят писателем как закономерный итог духовного кризиса цивилизации и породил в его творчестве горький пессимизм, окрашенный тонами религиозной мистики. Лишь в конце 30-х гг. Верфель с большим трудом вновь обретает веру в человечность; в его поздней лирике и особенно в новеллах «Скверная легенда о несостоявшемся повешении» (1937), «Бледно-голубым женским почерком» (1941), а также в драме «Якобовский и полковник» (1945) все более отчетливо начинают звучать антифашистские темы. Однако стремление к воплощению абстрактных нравственных и философских коллизий ослабляет силу многих его произведений. Счастливым исключением стал лишь роман «Гимн Бернадетте» (1941), одно из наиболее популярных произведений Верфеля. Изданный посмертно роман «Звезда нерожденных» (1945) как по жанру антиутопии, так и по своей философской направленности представляет собой попытку осмыслить итоги и перспек­тивы развития европейской культуры и цивилизации. Он свидетельствует о новых тенденциях в творчестве Верфеля, близких философской прозе Т. Манна и Г. Гессе.