logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Джозеф конрад (joseph conrad. 1857-1924)

— псевдоним Теодора Джозефа Конрада Коженёвского. Конрад был сыном польского повстанца, сосланного царским правительством в Вологду и умершего в ссылке. Юношей он уехал из Польши в Марсель, некоторое время ходил в море на парусниках, затем поступил в английский торговый флот и вскоре стал капитаном дальнего плавания. Конрад свободно владел польским и французским языками, но писать он стал на английском, хотя знал его не очень твердо: на этом языке он говорил на корабле и в порту, а затем и в своей семье (его жена была англичанка). На этом языке он вскоре привык думать и достиг подлинной виртуозности во владении его изобразительно-вы­разительными возможностями. За время службы на королевском флоте Конрад побывал во всех уголках Британской империи и своими глазами видел, что такое колониализм в ту раннюю пору, когда тот многим представлялся как «аванпост прогресса» (название конрадовского рассказа).

[142]

Современник революционных событий 60-х гг. прошлого века, Конрад оказался и свидетелем коренного передела мира. Один из основоположников новейшей повествовательной техники, впервые с такой полнотой использовавший в своем творчестве приемы «точки зрения» и «точного слова», он был писателем нового типа — создателем романов-притч, романов-парабол. Оставив морскую службу и начав писать (Конрад дебютировал в 1895 г. романом «Ошибка Алмейера»). он быстро завоевал широкую известность произведениями, посвященными в основном жизни на море и вторжению «цивилизации» в колонии. Наиболее ценны те произведения Конрада, где он рисует людей, отважно борющихся с морской стихией, где жестокость колонизаторства, несущего гибель туземцам и деморализующего самих колонизаторов, показана правдиво и с чувством острой горечи. Он становится создателем целой галереи образов надломленных, мятущихся людей, ищущих полноценной жизни в романтике завоевания и освоения новых земель. Так возникает противоречие конрадовских книг, в которых он хочет утвердить романтику колонизаторского «труда», но неиз­бежно приводит своих героев к глубокому душевному кризису. В повестях «Негр с ^Нарцисса"» (1897), «Молодость» (1902), «Тайфун» (1903) и других он воспевает борьбу с природой, отвагу и упорство в преодолении препятствий. Но в таких романах и повестях, как «Лорд Джим» (1900), «Рассказы о непокое» (1892), «Сердце тьмы» (1902), «Победа» (1915), герои Конрада подвержены мучительному самоанализу, это люди, бесплодно расходующие душевные силы ради иллюзорных, часто порочных целей. Конрад оказал большое влияние на многих американских и английских писателей. Среди его учеников — Джек Лондон, Хемингуэй, Фолкнер, Грэм Грин.

Произведения

Избранное: В 2 т. / Предисл. Н.Банникова; Сост. и ред. Е.Ланна.— М.: Гослитиздат. 1959;

Ностромо / Пер. Е. Коротковой; Предисл. Д. Урнова. — М.: Худож. лит., 1985.— 528 с.

The works: In 22 vol.— London: Heinemann, 1923—1928; Lord Jim / Предисл. Н.Дьяконовой.— М.:

For. lang. publ. house, 1959.— 408 с.; The Nigger of the «Narcissus»; Typhoon: Twixt land and sea / Introd. by O. Warner- London: Collins, 1955.— 383 p.

Литература

Кашкин И.А. Джозеф Конрад.— В кн.: Кашкин И. А. Для читателя-современника. М., 1977, с. 295-319; Урнов Д.М. Джозеф Конрад.- М.: Наука, 1977.— 127 с. Conrad В. My father: Joseph Conrad.— London: Calder a. Boyars, 1970.— 176 p.; Coolidge O. The three lives of Joseph Conrad.— Boston: Houghton Mifflin, 1972.— 230 p.; Сох Сh. Joseph Conrad: The modern imagination.— London: Dent, 1974.— VII, 191 p.