logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Из любви к ближнему (The prisoner of grace. 1952)

— роман, открывающий вторую трилогию Кэри, героем которой писатель сделал современного ему политика. В центре всех трех романов, хотя у каждого из них свой рассказчик, — деятель­ность некоего Честера Ниммо, показанная на фоне общественной и политической жизни Англии 1890—1920 гг. До известной степени прообразом Честера Ниммо послужил лидер английской партии либералов Дэвид Ллойд Джордж. В образе Честера Кэри воплотил наиболее характерные черты политического деятеля, добивающегося власти и преуспевания любым, в том числе и аморальным, способом. Образ Честера создается в романе через рассказ о нем его бывшей жены Нины Лэттер. По своей форме «Из любви к ближнему» — роман-воспоминание с лирическими отступлениями и размышлениями. Цель этих воспоминаний — рассказать правду о Честере, тем самым как бы оградив его от хулителей и клеветников. Нина всячески защищает политический релятивизм Честера, находя ему оправдание в изменчивости самой жизни. Доверительный тон воспоминаний героини убеждает в, казалось бы, полной ее откровенности и справедливости приведенных ею доводов. Однако «исповедь» Нины объективно достигает другого результата. Атмосфера лжи и извращенности, окутывающая ее отношения с Честером, которого она как будто бы любит, заставляет относиться к ее словам настороженно. Постепенно читатель начинает Улавливать иронический подтекст в повествовании и понимает, что героиня не столько раскрывает, сколько скрывает истинный смысл событий. Не менее важным фактором при оценке личности Честера Ниммо являются его собственные поступки, намерения, суждения. Справедливость прин­ципов, которыми Честер руководствуется в своей политической деятельности, проверяются его личной, семейной жизнью, описанию которой в романе уделено немалое внимание. С самого Начала его отношения с Ниной строятся на заведомой лжи. Он женится на ней не по любви, а По расчету: ее приданое и семейные связи открывают перед ним возможность сделать карьеру. Таким образом, нигде прямо не высказывая своего мнения о главном герое. Кэри в конечном счете осуждает его.

[155]

Произведения

Из любви к ближнему / Пер. Г. Островской, М. Шерешевской; Вступ. ст. М. Шерешевской. — М.;

Л.: Худож. лит., 1966.— 411 с.; Из первых рук / Пер. Г. Островской, М. Шерешевской; Предисл.

М. Шерешевской. — Л.: Худож. лит., 1971.— 381 с.; Радость и страх / Пер. М.Лорие; Рассказы /

Пер. Л. Беспаловой и др.; Предисл. В. Муравьева. — М.: Прогресс, 1980. — 490 с. — (Мастера соврем.

прозы).

A fearful joy. — Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1955.— 411 p.; First trilogy: Herself surprised;

To be a pilgrim; The horse's mouth.— New York: Harper, 1958.— XV, 289 p.; The horse's mouth.— London: Joseph, 1957.— X, 333 p.; Mister Johnson. — London: Joseph, 1953.— 210 p.; The prisoner of grace:— New York: Grosset a. Dunlap, 1962.— 301 p.

Литература

Аллен У. Традиция и мечта.— М.: Прогресс. 1970. [О Дж. Кэри см. с. 163—169]. Foster М. Joyce Сагу: A biography.— Boston: Houghton Mifflin, 1968.— XVIII, 555 p.; Mitchell G. The art theme in Joyce Cary's first trilogy.— The Hague; Paris: Mouton, 1971.— 136 p.; Noble R. W. Joyce Cary. — Edinburgh: Oliver a. Boyd, 1973.— 117 p.