logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Джон китс (john keats. 1795-1821)

— один из виднейших лириков, классик английской романтической поэзии. Творческий путь Китса продолжался всего шесть лет. На 25-м году жизни поэт умер от туберкулеза, осмеянный критикой, неизвестный читателям, терзаемый мыслями о незавершенности своих лучших замыслов. Ныне множество книг и статей посвящены анализу его наследия, умещающемуся в маленьком томике стихотворений и поэм. Отец Китса был конюхом, но, женившись на дочери содержателя конюшни, сдававшего внаем лошадей, стал довольно состоятельным человеком. Ките получил неплохое по тем временам образование. Большое влияние на него оказал один из его учителей — Чарлз Кауден Клар, человек широко начитанный, влюбленный в поэзию. Он ввел своего ученика в литературные круги, научил ценить старых поэтов. С 1810 по 1816 г. Ките изучал медицину, но медицинской практикой заниматься не стал. Еще будучи студентом, он начал писать стихи и решил посвятить себя исключительно поэзии. В 1817 г. вышел первый сборник его стихотворений. В нем Ките проявил себя республиканцем, оппозиционно настроенным к правительству; общественное нера­венство, олигархические права и привилегии аристократии и церкви вызывают его негодование («О мире», 1814; «Послание Чарлзу Каудену Кларку», 1816). В целом стихотворения носят еще учени­ческий, подражательный характер, но в лучших — сонетах «Одиночество» (1815) и «Кузнечик и сверчок» (1816) — уже ощутим зрелый Ките — певец «дивного нового мира» и «поэзии земли». В становлении творческого облика Китса большую роль сыграли поэты английского Возрождения — Марло, Шекспир, Бен Джонсон, Драйден. Они не только научили его видеть чувственную красоту мира, но и «открыли» Китсу античность как идеал гармонии и цельности, утраченный в современной поэту действительности. Впервые после эпохи Возрождения английская поэзия обрела у Китса богатство разнообразнейших живых чувственных впечатлений, и первым крупным произведением, в котором отразилось такое мироощущение, стала поэма «Эндимион», написанная на сюжет анти­чного мифа о любви богини Луны, Селены, к прекрасному юноше — пастуху Эндимиону. Искания влюбленного в Луну Эндимиона — это ступени, по которым должен пройти поэт, перед тем как ему откроется высшая красота, являющаяся одновременно блаженством и истиной. Назначение красоты, таким образом, заключается в том. чтобы показать страдающему человечеству путь к «радости навеки». Свойственное древним грекам наивное обожествление стихий у Китса выливается в искание красоты последовательно в мире природы, чувства и, наконец, в области деятельной гуманности. 1818 г. стал переломным в творческой эволюции поэта — от юношеского радикализма он идет к выработке самостоятельного миросозерцания. Он пробует силы одновременно в сонете, в лирических песенках, в балладе и в стихотворных посланиях. Стихи, написанные зимой и весной этого года, отмечены разнообразием не только форм, но и настроений. Рядом с трагическим сонетом «О, если только оборвется нить...», передающим предчувствие ранней смерти, стоит веселое, безза­ботное стихотворение «Девонширской девушке»; рядом с классическим, шекспировским по форме сонетом, навеянным чтением «Короля Лира», стоит близкая к фольклорной традиции баллада «Робин Гуд». Такие противоречивые сочетания характерны и для самого крупного произведения этого периода — поэмы «Изабелла, или Горшок с базиликом» (февраль—апрель, 1818), действие которой отодвинуто в прошлое. Средневековый сюжет о любви и убийстве в обработке Боккаччо представлялся Китсу более благодарным источником, чем его антипоэтическая современность. Однако новелла Боккаччо получает у Китса иное, типично романтическое воплощение: на первый план выступают логика чувства, перипетии любви, проблемы совести, внутренней жизни героев. Летом 1818 г. Ките совершает путешествие пешком по Шотландии; он восхищается красотой природы, посвящает вдохновенные строки Р. Бернсу. Шотландское путешествие заставило Китса и более пристально приглядеться к общественной обстановке в стране, что не замедлило сказаться на его творчестве. К этому же времени относится особенно напряженная травля Китса консервативной английской критикой. Нападки в первую очередь касались «Эндимиона». Рецензенты с негодованием писали о стилистических и политических принципах поэта, радикализме его идейных убеждений. Важнейшим произведением этого времени становится поэма «Гиперион». В ней с особенной четкостью вопло­тились политические взгляды и настроения Китса, которые вылились у него в эстетическую критику современности, в построение своего рода «эстетической утопии», противостоящей реальным формам общественного бытия Ненависть к тирании, к бесчестности правительства и печати, отвращение к власти денег и титулов, к ханжеской церковной морали и пошлости вызывают у Китса стремление противопоставить действительности свой поэтический мир. Он пытается примирить непримиримые, с его точки зрения, «упоение прекрасным» и гуманистическое служение ближним. Древний миф о падении титанов в борьбе с богами-олимпийцами, легший в основу сюжета «Гипериона», исполь­зуется Китсом для того. чтобы поставить сложнейшую проблему сути и диалектики исторического прогресса. Поэма носит философско-отвлеченный характер, но в то же время несомненно и ее конкретно-историческое содержание. «Гиперион» стал первым произведением, написанным Китсом

[117]

в пору его краткого творческого расцвета, длившегося всего год — с сентября 1818 г. по сентябрь 1819 г. Он пишет поэму «Канун святой Агнессы», основанную на народном поверий, по которому в канун святой Агнессы девушка, выполнив определенные условия, увидит во сне своего суженого;

балладу «La Belle Dame sans Merci» и знаменитые оды: «Ода Психее», «Ода праздности», «Ода меланхолии», «Ода греческой вазе», «Ода соловью». Последняя — одна из вершин творчества Китса. Ее строфы обладают относительной самостоятельностью и в то же время связаны единством проходящей через все стихотворения антитезы — страшной действительности и прекрасного вооб­ражаемого мира. Единство переживания и мысли, стремительного движения и неожиданных оста­новок, напряжения чувства и сдержанности выражения, новизны формы и строгой композиции делают эту оду самым полным выражением эстетического кредо зрелого Китса. Летом 1819 г. творчество Китса вступает в последнюю фазу развития. Предчувствие смерти, неудовлетворенность прежними произведениями, неверие в возможность создать новые подтачивали его душевные и творческие силы. Печатью кризиса отмечены символическая поэма «Ламия» — о любви юноши к девушке-змее и историческая трагедия «Отгон Великий». Поэт пытается завершить «Гипериона», народную поэму «Колпак с бубенцами» и трагедию «Король Стефан», но силы — творческие и физические — были уже на исходе. Последним шедевром Китса становится «Ода осени». По словам самого поэта, в ней проявились «вдумчивая и спокойная сила» отрешенности от личного и скрытая интенсивность переживания. В сентябре 1820 г. состояние здоровья Китса ухудшилось. По совету врачей он уехал в Италию, где провел последний год жизни, но ничего уже больше нс писал.

Произведения

[Поэмы; Стихотворения].— В кн.: Поэзия английского романтизма, М., 1975, с. 527—599; [Поэ­тические произведения].— В кн.: Шелли П.Б., Ките Дж. Избранная лирика, М., 1981, с. 107—196;

Стихотворения / Изд. подгот. Н.Я.Дьяконова. Э.Л.Линецкая, С.Л. Сухарев.— Л.: Наука, 1986.— 391 с.— (Лит. памятники); Стихотворения и поэмы / Сост., вступ, ст., коммент. И. Шайтанова. — М.: Худож. лит., 1989.- 319 с. Poetical works / Сост. и вступ. ст. В.Рогова.— М.: Progress, 1966.— 237 р.

Литература

Дьяконова Н.Я. Китс и его современники.— М.: Наука, 1973.— 198 с.; Елистратова А. А. Ките.— В кн.: Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность, М., 1960, с. 431—493. Allott М. John Keats.— London: Harlow, 1976.— 62 p.; Inglis F. Keats.— London: Evans. 1966.— 159 p.; Talbot N. The major poems of J. Keats.— Sydney: Sydney univ. press, 1968.— 108 p.